NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Аллах спасает Новосибирск (фоторепортаж)

Аллах спасает Новосибирск (фоторепортаж)

Самые удивительные кадры из жизни мусульман столицы Сибири — от многотысячного Курбан-Байрама до намаза в 40-тонных контейнерах

Сколько мусульман живет в Новосибирске или НСО — это, как и в случае с другими конфессиями, доподлинно неизвестно ни статистикам, ни социологам, ни духовным лидерам, которые оценивают их долю от населения области в 5–10 %. Социологи считают последнюю цифру весьма завышенной.

В центре города, на улице Фрунзе, 1а, достроили мечеть — копию старинной татарской мечети, которая стояла здесь еще до революции. Здание на площади Кондратюка реконструировано на бюджетные деньги — как объект культурного наследия. Оно вмещает до 500 молящихся и должно открыться уже в этом году. В этом же году должна открыться достраиваемая на ул. Мира большая мечеть на 3 тыс. верующих. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ провели два дня, закутавшись в платки, наблюдая за людьми, которые собираются на молитву в соборной мечети на ул. Красина, в строительном вагончике и морских 40-футовых контейнерах.

На месте возле будущей площади Кондратюка дореволюционная мусульманская община недальновидно построила мечеть в 1916 году. В советское время экспроприированное здание занимали разные учреждения. В начале 90-х утратившую минарет и изначальный облик мечеть вернули верующим и признали памятником. В 2010 году решили реставрировать, но здание, по свидетельству специалистов из управления по охране памятников культуры, практически сгнило…
…поэтому его разобрали и построили копию изначальной мечети. Сообщается, что она построена из ангарских сосен, бревна рубили вручную, как 100 лет назад. Реконструкция культурно значимого здания обошлась бюджету НСО в 14 млн руб. Вся внутренняя отделка делается за счет общины — на пожертвования. Завершить рассчитывают в августе, а до того прихожане собираются на общую молитву в пятницу днем в строительном вагончике во дворе.
В одной половине вагончика пьют чай рабочие со стройки — в другой имам в спортивной куртке читает и эмоционально объясняет Коран («Дошло хоть что-нибудь из этого?» — слегка кипятится имам, его слушательницы периодически усмиряют соседей-рабочих, когда чаепитие становится слишком громким). Имама слушают 6 женщин — все бабушки — и около 15 мужчин, преимущественно молодых.
Мужчины молятся в глубине вагончика. Бабушки в платках — сидят у дверей, перебирая четки, заранее аккуратно расстелив у ног половинку чистого махрового полотенца.
Большая часть тех, кто ходит в мечеть на Фрунзе, — татарская диаспора, новосибирцы не в первом поколении. Владислав Кокоулин, доктор исторических наук, специалист по исламу в Сибири, напоминает: татары были первыми мусульманами в Новониколаевске. В основном торговали, от других горожан отличались тем, что носили — с обычной одеждой — тюбетейки.
К революции в городе жило несколько тысяч татар-мусульман, в 30-е годы многие были обвинены в заговоре против советской власти и репрессированы. Так или иначе, репрессии тогда, по словам господина Кокоулина, коснулись практически всего мусульманского духовенства в НСО.
Пришедший на молитву в вагончик на Фрунзе карачаевец Алишер рассказывает, что остался в Новосибирске после службы в армии и работает маркетологом, и что самое сложное в совмещении исламских норм с местными — найти возможность для дневной общей молитвы в пятницу. «Мы воспринимаем жизнь как есть, — отвечает Алишер на вопрос, чем мусульмане отличаются от прочих. — Мои русские друзья все такие: жизнь плохая, власть плохая. А мы принимаем то, что есть. Что нам нельзя? Многое нельзя, пить нельзя, курить нельзя. Даже есть на улице нельзя, потому что это может искушать голодного».
Вокруг соборной мечети на ул. Красина — сейчас крупнейшей и главной в городе — множество сопутствующих учреждений: магазин книг и других исламских товаров, магазин с халяльным мясом, парикмахерская, мангал во дворе и многое другое.
Во дворе мечети сидят до смущения нежно (по русским меркам) обнявшиеся парни. С посторонними половина встречных доброжелательно здоровается, дети довольно легко и доверчиво подходят к незнакомым людям.
Говорят, что днем в пятницу на молитву может собираться более тысячи человек, на главные праздники Курбан-Байрам и Рамадан приходит больше 5 тысяч человек, вечером же в пятницу пришло несколько десятков мужчин. Мусульманская молитва, во время которой верующий постоянно меняет положение тела, то вставая, то распластываясь на полу, периодически включает пропеваемые слова, но чаще всего происходит в какой-то особенно глухой тишине.
На женском балконе (вход с задворков мечети по неухоженной дорожке, сразу не найдешь) вначале никого нет, потом появляется одна женщина. Сосредоточенно совершает намаз. Отказавшись фотографироваться («Я стараюсь этого не делать. Фотографируюсь, только если это предписано законом, например, на паспорт»), единственная вечерняя посетительница мечети на Красина, тем не менее, охотно общается и объясняет свое мировоззрение — с совершенно не ассоциирующимися со стереотипным образом «женщины в платке» остроумием и кругозором.
Гульфия рассказывает, что она работает санитаркой, к религии пришла в 33 года — через несколько лет после того, как потеряла мужа: «Я из татарской семьи. До этого была как многие, кто считает себя мусульманами только потому, что они 2 раза в год ходят в мечеть. А потом погрузилась полностью, выучилась на заочном в медресе в Казани. Чем отличается жизнь мусульманки? Предписано — одеваться и вести себя скромно, пять раз в день молиться. Ты каждый день отчет делаешь перед Аллахом. Можно ли украшать себя? Зависит от намерений. Если косметика и духи: чтобы людям вокруг просто было приятно — это одно, а чтобы привлечь внимание — это другое».
Женщин в мечетях так мало, потому что ходить в мечеть — обязанность мужчины, а женщина может совершать намаз и дома. Говорят, некоторые и вовсе считают, что женщине ни к чему ходить в мечеть, «высматривать мужей».
Учитывая, что, например, татары по данным последней переписи составляют около 1 % населения НСО, количество мусульман в разы выросло за последние годы благодаря мигрантам.
Мигрантские мечети появляются в оптовом чреве гигантских рынков — затерянном мире, куда не ступала нога случайного покупателя. Так, давно действует настоящая мечеть на Хилокском рынке. А на рынке Левобережный 5 лет назад соорудили молельный дом из двух контейнеров.
Внутри 40-футовые контейнеры обшиты рейкой, пол обтянут пестрой тканью. Вокруг молельни, как армия, сжали кольцо бесчисленные мешки с картошкой и луком. Поэтому снаружи резко пахнет овощехранилищем, а внутри — дешевым одеколоном.
Мулла не очень хорошо говорит по-русски, поэтому вместо него выступает в основном предприниматель Саид, строивший молельный дом: «Когда мы только открыли его, бывало, приходили радикально настроенные, но мы не разрешали им выступать, общаться с людьми — и они перестали. Не надо нам этих политических взглядов с Запада. Из Ирана, Афганистана, откуда еще. То, чем занимаются экстремисты, не имеет отношения к вере. Ислам просто предполагает чистоту, порядок и вести себя как человек».
Саид добавляет, что среди тех, кто торгует на Левобережном фруктами и овощами, не менее 90 % — прилежные практикующие мусульмане. Окончив молитву, пара десятков человек быстро разбирают черные резиновые шлепанцы у входа и деловито и спешно возвращаются к работе.
Самой большой мечетью в городе будет достраиваемая сейчас на ул. Мира (там идет внутренняя отделка) — она будет вмещать более 3 тыс. человек. Вместе с ней к концу этого года в Новосибирске будет 4 действующих мечети, способных принять до 5 тыс. верующих.
Материал подготовили Елена Полякова и Анна Золотова

Фото 11 — Андрея Гребнева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления