Компания МТС начала взимать с абонентов плату за услугу «Вам звонили». SMS с информацией о входящих звонках, пока телефон был выключен, обойдутся в 90 коп. в сутки. Другие операторы, чтобы оптимизировать расходы, накидывают цены на роуминг и мобильный интернет. Насколько выросли затраты владельцев сотовых телефонов и ждет ли их новый бум подорожания связи — в материале НГС.НОВОСТИ.
Услуга «Вам звонили», которая позволяет абонентам МТС получать информацию о пропущенных звонках, пока телефон был выключен, стала платной с 21 сентября. За несколько дней до этой даты на мобильные устройства новосибирцев пришли сообщения, что за дальнейшее пользование услугой МТС будет взимать с них ежедневно по 90 коп.
В компании МТС уверяют, что, даже будучи платной, услуга остается самым выгодным предложением на рынке. «То, что другие операторы сделали эту услугу платной, вам не показалось интересным. А то, что МТС — и так это совпало, что в кризис, — то почему-то про это нужно писать?» — удивились в пресс-службе сибирского офиса оператора и от дальнейших комментариев отказались.
Коммерческий директор Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Денис Маликов признал: тем, кто подключился до 1 декабря 2014 года, а также для абонентов линейки «Все включено», услуга предоставляется бесплатно, для остальных она обойдется в 1 руб. в сутки. Зато в компании Tele2 заверили: услуга «Вам звонили» для их абонентов была и остается бесплатной и в ближайшей перспективе вводить плату за нее не намерены. В «Билайн» (ПАО «ВымпелКом») аналогичная услуга называется «Будь в курсе» и входит в пакет услуг тарифной линейки «Всё», которую в компании называют основной для Сибири, без отдельной платы, говорят в пресс-службе оператора. Для других тарифов услугу можно подключить дополнительно за 1 руб. в сутки.
Некоторые операторы уже повышали тарифы в начале года. Так, в середине февраля на тарифах 2011 и 2012 годов у «Билайна» стоимость минуты разговора выросла на 30 коп., а на некоторых тарифах 2013 года — на 15 % (кроме внутрисетевых звонков). На интернет-опции по тарифам 2013 года цены выросли на 20 % при 50%-ном увеличении объема трафика. Лента.ру со ссылкой на пресс-службу МТС сообщала, что с 26 февраля компания повысила цены на мобильный интернет внутри сети на некоторых тарифах с 30 до 50 руб. в сутки, а на интернет-опции — с 250 до 350 руб. в месяц.
Сотовые операторы признаются — валютные колебания не обходят их стороной.
И новое оборудование, и оборудование для модернизации существующих сетей закупается за рубежом, поэтому нельзя исключать дальнейшей корректировки тарифов в сторону повышения, говорит Денис Маликов.
«По ряду направлений, связанных с компенсацией затрат на международные соединения, расчет по которым с партнерами идет в валюте, мы уже были вынуждены ранее корректировать цены», — подтверждают в «ВымпелКоме», оговариваясь, что в целом нынешние тарифы позволяют сохранить траты на связь на уровне 2014 года.
Аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзен-банка Сергей Либин полагает, что сотовые операторы в дальнейшем не станут резко увеличивать среднемесячный счет абонента, чтобы не отпугнуть клиентов.
Но будут проводиться скрытые повышения: увеличение цены на дополнительные опции, предоставление меньших услуг за те же деньги и т.п., считает эксперт.
Также, по его мнению, операторы могут прийти к постепенному сокращению объема услуг в пакетных тарифах, чтобы стимулировать абонентов подключать дополнительные услуги.
Последние 2 года ARPU (выручка с одного абонента) относительно стабилен и находится на уровне 320 руб., и в этом новосибирцы не отличаются от других россиян, видит представитель «МегаФона». В Tele2 в I квартале 2015 года наблюдали снижение ARPU в сравнении с 2014 годом в целом по России — 220 руб. против 247 руб. «Мы запустили бренд Tele2 в новых регионах, где ранее присутствовали мобильные активы "Ростелекома"», — пояснили в компании.
В «ВымпелКоме» ARPU не раскрыли, сообщив только, что последние два года он стабилен, но объем сервисов, потребляемых за те же деньги, существенно вырос.
Средняя стоимость минуты, SMS и мегабайта мобильного интернета для абонентов продолжает снижаться, соглашается представитель «МегаФона».
Анна Наумцева
Фото Татьяны Кривенко