Одной из сфер новосибирской экономики, сильней всего пострадавших от кризиса, стал авторынок. По разным оценкам, продажи новых автомобилей в первом полугодии упали примерно на 40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом часть топовых иностранных брендов удержали свои позиции в качестве лидеров, а часть провалили показатели продаж. Кто и благодаря чему остался на плаву в кризис и из-за чего бывшие любимцы новосибирских автовладельцев оказались в аутсайдерах — выяснял корреспондент НГС.БИЗНЕС.
По данным московской компании «Автостат Инфо», места в новосибирской пятерке лидеров продаж за первое полугодие 2015 года распределились следующим образом: на первом месте LADA (1106 шт.), на втором по-прежнему Toyota (565 шт.), Nissan лишь на третьем (545 шт.), а за ним идут KIA и Renault (по 449 шт.).
Самарское аналитическое агентство «Автостат» приводит схожие цифры по объему рынка за полугодие: LADA — 1087 машин, Toyota — 593 шт., Nissan — 549 шт., Hyundai — 453 шт. и Renault — 452 авто.
Члены пятерки не меняются в течение нескольких лет — новые японские машины в Новосибирске любят за их «национальность» благодаря позитивному опыту пользования праворульными авто, а корейцы в свое время взорвали рынок сочетанием низких цен и серьезных гарантийных обязательств.
Оживление продаж моделей АвтоВАЗа случилось на фоне программы государственного субсидирования автокредитов, когда банки снизили ставки со средних 20 % до 10 % годовых.
Директор компании «Эксперт Нск» (официальный дилер Nissan) Сергей Кваша рассказал, что в первом квартале 2015 года спрос, помимо местных клиентов, поддержали граждане Казахстана, скупившие много машин. По его словам, локомотивами продаж Nissan в этом году стали бюджетный седан Almera российской сборки, обновленный кроссовер X-Trail и внедорожник Terrano.
Напомним, что среднеразмерный седан Nissan Almera после начала его производства в России подешевел более чем на 100 тыс. руб. Это привлекло к модели интерес не только частных клиентов, но и юридических лиц, в частности таксопарков. Как ранее отмечали специалисты новосибирских дилерских центров Nissan, кроссовер X-Trail, несмотря на цену под миллион рублей, устроил ажиотаж в салонах благодаря отложенному спросу. Обновления модели фанаты марки ждали несколько лет.
У марки Toyota традиционно лидируют седан Camry, кроссовер RAV4 и внедорожник Land Cruiser Prado. На все эти модели весной производитель установил серьезные скидки — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Это привлекло как местных покупателей, не успевших приобрести машину в декабрьский бум, так и казахских гостей.
Сильней всего в 2015 году в Новосибирске позиции сдали Chevrolet (–59,5 % по отношению к 1-му полугодию 2014 г.), Volkswagen (–55,8 %) и Renault (–54 %).
Причина снижения показателей марки Chevrolet очевидна — уход с российского рынка концерна GM. Судя по данным «Автостат Инфо», проблемы марки Volkswagen связаны с падением спроса на локомотив продаж — самую дешевую модель Polo Sedan. Согласно статистике, продажи седана упали по сравнению с 1-м полугодием 2014 года на соразмерные 58,3 %. Аналогичная ситуация с Renault — здесь, по данным АА «Автостат», сильно снизились продажи бюджетного кроссовера Duster (–54,4 %).
Эксперты вторичного рынка также наблюдают схожую ситуацию по лидерам спроса. По словам директора компании «Рубин Авто» (продажа авто с пробегом) Евгения Коваленко, лидером по-прежнему является Toyota.
«Если брать временной промежуток с 1999 по 2005 годы выпуска, то модельная линейка "Тойоты" намного шире, чем у конкурентов. Этим и объясняется ее неизменное лидерство. На втором месте у нас идет Nissan, на третьем — Hyundai», — описал ситуацию эксперт.
Марк Волков
Фото lada.ru