На сессии областного Совета депутатов 23 апреля была поставлена точка в обсуждении регионального закона об автомобильных дорогах. Как сообщает пресс-служба облсовета, «закон «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения» может считаться рекордсменом: работа над ним растянулась почти на три года». В профильном департаменте области ведут свой счет времени и говорят, что за 8 месяцев удалось создать документ, который вслед за аналогичным федеральным законом четко разграничил, кто и чем занимается в дорожной отрасли региона. Например, решать, какая дорога будет платной и сколько будет стоить проезд по ней, теперь вправе администрация Новосибирской области.
Новый закон устанавливает правовые и организационные основы дорожной деятельности, а также полномочия в этой сфере органов государственной власти. Одна из главных его целей — обеспечение сохранности и развития автодорог, улучшение их технического состояния. Пресс-служба облсовета процитировала председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергея Титкова: «Этот закон должен стать серьезной правовой основой развития и содержания наших дорог в целях обеспечения безопасности и бесперебойности дорожного движения».
Господин Титков уточнил, что областной закон начал разрабатываться раньше федерального, но окончательно был принят после своего «старшего брата», поэтому и претерпел столько изменений на финальной стадии (принято 64 поправки в окончательном чтении). Местами областной закон ликвидирует правовой вакуум, к примеру, администрация НСО теперь определяет размер вреда, нанесенного дорогам общего пользования большегрузными автомобилями.
Депутат Сергей Титков замечает: «Не было такого, и вообще мы не знали, что такое платные дороги. У нас сейчас нет платных дорог, но мы оставили такую возможность, может быть, завтра начнем строить».
Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ назвал важнейшим итогом принятия закона четкое разграничение полномочий в дорожной сфере между облсоветом, администрацией области и ее дорожным департаментом: «Из текста закона понятно, чем занимаются законодатели, какими правами обладает администрация области, какие функции выполняет департамент. Федеральный закон очень мало расписывает функции и полномочия в части земельных отношений, а наш закон расписывает если не все, то достаточно большой круг вопросов, касающихся земельных отношений, связанных со строительством, ремонтом и эксплуатацией дорог».
Тему платных дорог в регионе господин Симонов на сегодняшний день актуальной не считает.
Его заместитель Александр Штапов уточняет, что поток транспорта по региональным дорогам недостаточно интенсивный, чтобы говорить об установке касс и шлагбаумов: «В федеральном законодательстве эта тема прописана очень несовершенно, и я бы ее сейчас не поднимал. Если автомобилей на дороге меньше 20 тыс. в сутки — она уже убыточна». По словам господина Штапова, такой интенсивностью могут обладать мосты через Обь в черте города, а вот по новому мосту Северного объезда в сутки проезжает 7–8 тыс. автомобилей. Однако Александр Штапов также напоминает, что по федеральному закону у платной дороги обязательно должна быть бесплатная альтернатива.
Для автовладельцев принятие главного дорожного закона области прошло почти незамеченным: не слышали об этом документе в НП «Объединение перевозчиков Сибири», не принимали участие в его разработке автовладельцы-общественники из «Свободы выбора». Координатор этой организации Владимир Кириллов заметил, что «масса дорог в области не ремонтируется, потому что не решен вопрос землеотвода». Также он считает, что большегрузные автомобили уже нанесли ущерб дорогам области на сумму 3–4 млрд рублей: «Другое дело, прописан ли в этом законе алгоритм привлечения грузоперевозчиков к ответственности. Нет? Тогда это все останется на бумаге».
Справка: По новому закону «О дорогах» к полномочиям администрации НСО помимо прочего относятся: принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования; утверждение порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Константин Пономарев