Мы все привыкли, что русская литература — хоть современная, хоть классическая — это, главным образом, нечто крайне унылое и депрессивное. И тем приятнее, когда вдруг выныривает кто-то беззаботный, с чувством юмора, без болезненной фиксации на язвах и помойках. Хотя помойки помойкам рознь, вот мои сын и дочка оттуда постоянно приносят что-нибудь интересное. То глиняную собаку с отбитой лапой, то древнейший пистолет с неизрасходованным набором пистонов, то просто красный, как рубин, осколок стекла.
У Марины Москвиной, продолжательницы чудеснейшего Юрия Коваля (если кто не читал в детстве «Картофельную собаку» или «Самую легкую лодку в мире», срочно в библиотеку!), — в книжках как раз такая волшебная помойка. У нее полные карманы разноцветных стеклышек, на стенах квартиры нарисованы Будды, а муж охотится на ангелов и инопланетян, рисует смешные картинки и вообще художник. Ее переизданную «Дорогу на Аннапурну» я увидел в переходе метро за 200 руб., посреди детектвов и прочей порнухи, и моментально купил. Книжка эта вышла лет 5 назад, ее хорошо читать в паре с другим романом — «Небесные тихоходы». И то и другое — юмористические заметки о том, как Марина вместе с мужем Леней путешествовали, в «Тихоходах» — по Индии, в «Аннапурне» — по Непалу.
«Дорога на Аннапурну» — книга небольшая, но разноцветная и с широко раскрытыми глазами. В ней есть про то, как полезно опаздывать на самолет, про горных непальских пиявок, торговцев медвежьим мускусом, улыбающихся Будд и останавливающего время защитника Махакалу, потерянные кроссовки и ясное небо над гималайскими горами. Предварительно на бытовом уровне выучив непали и хинди, Марина и Леня везде находят братишек и сестренок, тут же проваливаются в ямы и подвергаются нападениям зловредных насекомых.
Чего в книге нет, так это скуки российского туриста, который с презрительного высока смотрит на местных зверушек. Зато есть ощущение довольного замешательства, когда ты находишься на самой далекой и самой прекрасной окраине мира, где обезьяны норовят украсть твои очки, а буддистский монах дружелюбно показывает тебе язык, выказывая таким образом свое глубокое к тебе уважение. Одним словом, книга отличная, да и какой еще может быть книга, которая начинается с эпиграфа:
— В путь так в путь, — сказал
Сэр Уэллер, проваливаясь в пропасть.
Чарльз Диккенс.
Фото Ирины Малыгиной