Ольга Тээр рисует свои картины поверх страниц, вырванных из глянцевых журналов. Гламуру не поздоровилось.
Собираясь на выставку Ольги Тээр в «Сибирский центр современного искусства», я, мельком взглянув на афишу, подумала, что увижу некий симбиоз Гогена с Уорхолом — только нарисованы картины будут на глянцевых страницах, вырванных из гламурных журналов. До этого я была знакома лишь с экспрессионистскими зайцами Тээр, нарисованными на виниловых пластинках, да с ее шестиглазой Моной Лизой в уорхоловской палитре. И уже тогда было очевидно, что с чувством юмора и великолепным чувством цвета у этой эксцентричной художницы все в порядке.
«Веселые картинки» в СЦСИ — это два зала страниц из глянцевых журналов, в пух и прах изнасилованных антигламурными изображениями, которые Тээр рисует поверх рекламных слоганов, брендов и зафотошопленных безупречных лиц. Синяя гогеновская женщина, сквозь которую просвечивает рекламный текст про выбор индивидуального стиля, дух Гогена притаился и в болотного цвета диве, из чьей головы растет модный итальянский сапог. Растатуированная всеми возможными контркультурными клеймами голая дама с головой клоуна в зеленом парике, пятиглазая барышня, прикрывающая собой остатки рекламной фразы «я открыла для себя силу коллагена»… Тээр, призывая на помощь великих эксцентриков прошлого — от Матисса до Гогена, от Дали до Уорхола, — от души стебется не просто над миром гламура, рекламы и обществом потребления, но и над современным обществом в целом — зазомбированным буквами, заголовками, слоганами, симулякрами и всем этим масс-медийным шарлатанством, порой граничащим с абсурдом. Например, не меньше гламура Тээр волнует политика: вот Толоконского на фоне российского триколора приобнимает всем известный медведь, вот под вырезанным заголовком «Обращение мэра Новосибирска» красуется Шрэк…
Ольга Тээр, если хотите, — своего рода санитар нашего общества. Фантомы и клише, крепко-накрепко прописавшиеся в сознании современного потребителя, она выворачивает наизнанку, переворачивает с ног на голову — и оттого они превращаются в карикатуру на самих себя. Салон красоты «Серая мышь» или «Е..ло» — все, что делает Тээр, проходит по ведомству «анти»: антигламур, антикрасота, антифотошоп, антимода. Получайте, зафотошопленные рожи. Согласна, тема избитая, но у Тээр получается в самом деле остроумно.
Кстати, приложили свою руку в выставке и Мизин со Скотниковым — еще не зная об авторстве отдельных работ, я сразу заподозрила неладное, глядя на их блоки коллажей. «Синие носы», которых всегда слегка подташнивало от современного общества потребления, верны своему узнаваемому юмору, местами анально-генитальному. Чего стоят только вырезанные из глянца губы, прилепленные всем подряд в промежность — смотрится похабнее любого порно и пробивает на совершенно искренний хулиганский смех, заставляя задуматься о том, что эта анатомическая аномалия не такая уж и редкая.
Фото автора