На прошлой неделе группой крупных сетей АЗС Новосибирска в адрес прокурора Новосибирской области была направлена жалоба на действия компании «Газпромнефть-Новосибирск», владеющей одноименной сетью автозаправок. Конкуренты обвиняли компанию в монополизме и целенаправленном вытеснении с рынка «независимых нефтетрейдеров». В интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ генеральный директор компании «Газпромнефть-Новосибирск» Андрей Шимкив рассказал о том, почему к его предприятию не применим термин «монополист», как формируется цена на бензин в Новосибирске и зачем на АЗС города торгуют суррогатом.
Как формируется цена на бензин в Новосибирске?
Стоимость литра бензина на заправке состоит из отпускной цены завода-производителя, транспортного тарифа, наших издержек и розничной маржи. Под транспортным тарифом подразумевается стоимость услуг железнодорожной перевозки либо цена транспортировки по трубопроводу. Сильнее всего на конечную цену для потребителя влияет цена завода. Могу сказать, что в 2008 году рентабельность нашего розничного бизнеса составила 5 %. «Сверхприбыли» владельцев АЗС — это сказки. Да, в 90-х годах у многих компаний была рентабельность значительно выше, но они далеко не всегда платили налоги.
Как соотносятся изменения отпускных цен завода и смена ценников на АЗС? Пропорционально или нет?
Для примера скажу, что если бы мы повышали цены пропорционально повышению заводских цен, то сегодня, 21 сентября, бензин Аи-92 стоил бы в рознице 24 или 25 рублей, а не 22 рубля 50 копеек.
Потом, когда цена на заводе снижается, мы также не спешим сбрасывать цены, а делаем это постепенно, чтобы компенсировать убытки от предыдущего периода. На таком балансе и построен бизнес сетей АЗС.
Какие заводы поставляют бензин в Новосибирск? Почему они повышают цены?
Около 60 % продаваемого в Новосибирске бензина произведено на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Кстати, я уверен, что этот НПЗ по технологическим процессам и качеству продукции — лучший в России. Кроме данного предприятия, в наш город везут бензин с Ачинского НПЗ и Сургутского НПЗ. Заводы-производители входят в нефтехолдинги, которые вынуждены ориентироваться на экспортные цены. Если мировая цена на нефть растет — их цены поднимаются.
Если большая часть бензина приходит из Омска, почему тогда качество бензина на АЗС города такое разное?
Большая часть продаваемого бензина в Новосибирске — суррогат.
Что это значит?
Это значит, что из Аи-80 путем добавления специальных веществ делают, скажем, Аи-95 или Аи-92.
Какую долю рынка занимает компания «Газпромнефть-Новосибирск»? Как вы отреагируете на обвинения в монополизме?
Из 500 функционирующих на территории города и области АЗС только 100 работают под брендом «Газпромнефть-Новосибирск» («Новосибирскнефтепродукт»), из них в Новосибирске только 30. О какой монополии идет речь?
Правда ли, что другие новосибирские сети АЗС вынуждены покупать топливо у «Газпромнефть-Новосибирск»?
Это пресловутое «открытое письмо» меня крайне возмутило, так как в нем содержится не что иное, как ложная информация. АЗС «Хорос» и АЗС «Стандарт» вообще не покупают топливо у «Газпромнефть-Новосибирск». Из всего продаваемого на АЗС «Синтез» бензина не более 5 % поставляется нашей компанией. АЗС «Беркут» покупает топливо у нас, но еще ни разу объемы поставок не приближались к 100 % их розницы. «Трансервис» также покупает крайне мало.
Какие оптовики, помимо «Газпромнефть-Новосибирск», поставляют бензин на заправки нашего города?
Помимо интегрированных в холдинги компаний «Роснефть» и «Лукойл» свою роль на оптовом рынке играют Сургутский НПЗ, а также и упомянутые выше компании «Трансервис», «Синтез» и «Стандарт». Они также торгуют оптом.
Компания «Газпромнефть-Новосибирск» входит в одноименный холдинг. Какие ценовые преференции в отношениях с заводом она имеет?
Мы покупаем бензин у завода, входящего в холдинг, по рыночной цене — нет никаких скидок. Да, действительно, «Газпромнефть» владеет 51 % акций компании «Газпромнефть-Новосибирск», однако наше преимущество в данном случае заключается исключительно в том, что нам принадлежат трубопроводы, хранилища и так далее. Никаких «особых» цен нет.
В чем тогда, по вашему мнению, причина официальных выступлений сетей АЗС, входящих в ассоциацию «Сибирь-ГСМ»?
Мне кажется, причина в том, что у этих компаний сейчас значительные финансовые проблемы из-за падения прибылей от их побочных бизнесов, в которые в свое время были инвестированы немалые деньги и под которые были взяты большие кредиты, примеры: строительство гостиниц, бизнес-центров, автосалонов и так далее. Людям катастрофически не хватает денег, и они пытаются подобными выступлениями «прогнуть» под себя «Газпромнефть-Новосибирск», чтобы без последствий повысить цены.
Мы же, в свою очередь, не намерены повышать цены в том темпе, который был бы удобен нашим конкурентам.
В отличие от них ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» занимается исключительно реализацией ГСМ, поэтому имеет меньшие издержки и считает некорректным за счет населения давать возможность некоторым компаниям содержать побочные бизнесы.
Каким вы видите будущее розничного рынка бензина Новосибирска? Как будут вести себя цены и прекратят ли работать сети АЗС, заявившие об этом в жалобе?
Уверен на 100 %, что никто из них не решится сворачивать бизнес — не для того в предыдущие годы было возведено так много АЗС. Кстати, в Новосибирске и так уже слишком много заправок — в три раза больше АЗС на душу населения, чем в Москве. Вложены большие средства, и их необходимо «отбивать». Из сезонных тенденций стоит ждать повышения цен на зимнее ДТ. Что же касается цен, то мне их прогнозировать крайне трудно, несмотря на пятнадцатилетний опыт работы в отрасли.
Марк Волков