завершена Посмотрело: 12683

Мэр Новосибирска: каким город станет в 2017 году

  • Дата проведения: 28.12.2016
  • Время: 10:00-11:00
  • Фото
  • Участники: Анатолий Локоть
28 декабря мэр города Анатолий Локоть ответит на вопросы журналистов и читателей НГС.

В прямом эфире НГС.НОВОСТИ мы поговорим с Анатолием Локтем о том, как изменился Новосибирск за последние 12 месяцев, на что у города в 2017 году не хватит денег из-за дефицита бюджета, будут ли власти обновлять парк трамваев и троллейбусов и многом другом. Мы ждем ваши вопросы — присылайте их в редакцию, самые интересные и важные прозвучат в прямом эфире. Начало онлайн-трансляции — в среду, 28 декабря, в 10:00.

Видео прямого эфира:


Ответы (11)
Александр Агафонов10:02
Доброе утро, уважаемые читатели сайта НГС. Сегодня у нас в гостях мэр города Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть.
Вопрос10:05
Александр Агафонов:Каким же был этот 2016 год для Новосибирска?
Ответ
Високосный, а значит сложный. Хотя я лишен каких-либо предрассудков, но тем не менее те трудности, с которыми мы столкнулись в течение этого года, заставили меня задуматься, что, наверное, это не случайно. Мы столкнулись с серьезными последствиями кризиса, с исполнением бюджета, мы не добираем в доходах очень серьезно, и отсюда очень наши многие проблемы. Все, что мы видим в Новосибирске, живет за счет бюджета города. И конечно, когда мы недособираем доходную часть, мы должны сокращать свои аппетиты по расходам. Это невольно сказывается, и новосибирцы это горячо чувствуют. Хотя город продолжал развиваться строиться, росли новые кварталы, появляются новые детские сады, школу построили, трамвайную линию запустили, наши спортсмены хорошо выступили. Позитива тоже много. Как и всегда есть и хорошее, есть и сложности. Сложности мы решали, и надеемся и дальше решать, с помощью вас, потому что новосибирцы - народ очень активный, и очень много предложений, замечаний поступает. Мы внимательно анализируем ситуацию: у вас на форуме что происходит, на других форумах, в целом в социальных сетях. Мы обращаемся [к новосибирцам], задаем вопросы, проводим опросы, интернет-голосования, в частности по тем же самым дорогам.

Александр Агафонов: Активность горожан растет?

Ответ
Активность растет. Мы это чувствуем и по своему сайту мэрии г. Новосибирска. В целом это хорошо, потому что позволяет выверять политику, те решения, которые мы принимаем, опираться на мнение жителей.
Вопрос10:11
Александр Агафонов:Если заглядывать в следующий год: доходы падают у бюджета города, расходная часть в 2017 г. больше, чем доходная. Логично, что в каких-то сферах мэрия будет экономить? В каких?
Ответ
Прежде всего я хочу напомнить, что в 2014 г. уменьшилась часть дохода города от НДФЛ на 10 %. Это сказывается на протяжении нескольких лет. Потому что были запущены программы, которые надо выполнять. Это создало ряд трудностей. Потребовалось обращаться в бюджеты других уровней, прежде всего областного, с тем, чтобы помогали решать эти вопросы. В целом большая часть бюджета г. Новосибирска социально направлена. Мы привыкли этим гордиться, но в этом и недостаток. Увеличивается социальная направленность - на следующий год зарплата бюджетникам, все, что на бюджетную сферу (школы, детские сады, др. социальные учреждения) - на 58 %. Это защищенные статьи, которые трогать нельзя.

Александр Агафонов: Это обеспечение нынешнего уровня или планируется некоторое повышение?

Ответ

Конечно, некоторое повышение: новые детские сады, новые бюджетные детские учреждения - это и зарплата, и обслуживание. Поэтому это небольшое увеличение, но основная доля - это то, что и было. А то, что остается на развитие г. Новосибирска уменьшается, уменьшается... И сегодня это 900 млн только на следующий год бы планируем. Это мало. В свое время, когда мы уверенно себя чувствовали, это было около 4 млрд. 4 млрд и 900 млн - вот разница, вот последствия.

Александр Агафонов: Что именно входит в 900 млн, которые будут направлены на развитие Новосибирска, какие знаковые проекты планируются?

Ответ
К сожалению, таких знаковых проектов, как Бугринский мост, нет. Но мы планируем на следующий год серьезные инвестиционные проекты и не только за счет этих 900 млн. Мы планируем попадание в 2 федеральные программы.
Первое - это строительство новых школ. В этом году мы построили и технически сдали школу на Горском жилмасиве. Это очень серьезный шаг, который позволил полностью решить проблему со школьными местами на этой территории. Эта и рядом стоящая школа переходят на одну смену.
Планируем, что и дальше мы будем пользоваться этой программой. Для этого мы сделали серьезный задел - одновременно сегодня строятся несколько школ за счет бюджета города, за счет кредитных ресурсов. Это на Ключ-Камышенском плато школа № 155. Фактически происходит строительство нового здания, а в старом здании продолжается учебный процесс. Там очень тяжелая ситуация, можно говорить уже о 3-й смене сегодня. А со следующего года мы эту проблему там решим. В Дзержинском районе на ул. Гоголя школа № 82 проходит глубокую реконструкцию. Начинали капитальный ремонт, но мы видим, что переходим в реконструкцию. И запланировали еще новый корпус - восстановить старую и построить новый корпус. На «Чистой слободе» в Ленинском районе строится новое здание с нуля на зарезервированной площадке. Это тоже очень важный объект. Также по другой федеральной программе строится школа в Первомайском районе.
Вы видите - мы задел очень хороший сделали, чтобы в следующем году воспользоваться федеральными деньгами. Это одна программа.
Вторая программа, по которой мы ожидаем серьезных финансовых вложений со стороны федерального бюджета, - развитие дорожной инфраструктуры, называется она «Безопасное движение». Там есть несколько условий, которым надо следовать, мы эти условия соблюдаем, мы сделали предложение, чтобы войти в эту программу, разработали свой план. Мы должны повысить безопасность дорог, а второе - это должны быть именно те дороги, которые связаны с агломерационным движением. Красный проспект - это очень важная магистраль, но она внутригородская, и использовать туда федеральные средства невозможно. А ул. Большевистская напрямую связана с агломерацией, с выходом на Бердск, на Искитим, и здесь это применимо. Мы номенклатуру дорог составили, план предложили и рассчитываем получать в течение 9 лет по 1 млрд. Это позволит нам, во-первых, ремонтировать, привести в порядок те дороги, которые есть, а во-вторых развивать дорожную сеть, что крайне важно сегодня для города Новосибирска.

Александр Агафонов: Планируется ли повышение зарплат бюджетников и насколько?

Ответ
Пока мы не планируем повышение зарплат бюджетникам. Мы выполняем все социальные обязательства, которые у нас есть. Это очень серьезно - 58 % бюджета.
Вопрос10:15
Александр Агафонов:Последствия кризиса, как вы сами отметили, до сих пор ощущаются. Но тем не менее видите ли вы как мэр оживление в каких-то отдельных секторах экономики города именно в этом году? В каких? Если в каких-то продолжается падение, то насколько оно велико?
Ответ
Общее падение мы ощущаем - из того бюджета в 34 млрд, который у нас был, мы миллиард не добрали. Это серьезно очень.
Оживление есть. Если говорить о промышленности, то лучше всего чувствует себя станкостроение, оборонка. Все, что связано с государственным заказом, находится в приоритете у государства, - здесь мы ощущаем развитие. Достаточно напомнить такие наши флагманы, как завод им. Чкалова, завод им. Коминтерна, - напрямую связаны с оборонкой, и там довольно уверенное развитие.
Как не странно, развитие радиоэлектронных отраслей идет. Я знаю несколько примеров появления новых у нас предприятий, очень интересных. Предприятие «Катод» - оно частное, работает по оборонной тематике, они построили и сдали в этом году новый корпус. Там высочайшие технологии, по которым мы конкурируем с США.
Оживление в химической промышленности и оживление в пищевой промышленности.
Серьезные трудности испытывает сегодня у нас строительная отрасль. Но не смотря на это, мы сдаем сегодня около 1,5 млн кв. метров, и в заделе у нас 4,5 кв. метров остается. Город Новосибирск растет, живет, и новосибирцы все-таки потенциально рассчитывают улучшать свои жилищные условия. Очень интересно в этом сегменте меняется спрос. мы за этим следим. В начале, в разгар кризиса, популярны были малоразмерные квартиры, и наши строители делали упор на 1-комнатные квартиры, на студии. Мы не очень приветствовали такие акценты, потому что понимали, что это уйдет. И это ушло. Сегодня упор делается на 2-комнатные, 3-комнатные, 4-комнатные квартиры. Если в процентном соотношении посмотреть, то рост спроса самый высокий на 4-комнатные, 3-комнатные квартиры.

Александр Агафонов: Это не говорит о том, что у тех, у кого раньше были деньги только на студию, теперь в принципе не могут хоть как-то решить свой квартирный вопрос?

Ответ
С учетом того, что улучшились условия получения ипотеки, и квартиры в основном покупают в кредит, это говорит о том, что люди намерены вкладывать свои средства, но при этом они хотят уже вкладывать их основательно. И эти промежуточные варианты - студии и однокомнатные квартиры их не устраивают сегодня. Это я так расшифровываю психологию, мы так анализируем эту ситуацию. Спрос в строительной отрасли – это очень важно, потому что это определяет развитие города. В значительной мере это происходит за счет самих новосибирцев, тех, которые несут деньги и покупают квартиры.
Вопрос10:24
Александр Агафонов:Не так давно новый главный архитектор Новосибирска сказал, что облик новостроек очень печален и безыскусен, строят в основном серые здания, которые уродуют облик Новосибирска. Мэрия ничего не может сделать в этом плане?
Ответ
Можем, и этим нужно заниматься. Другой разговор, что этим нужно заниматься системно, нельзя каждое здание перекраивать, но все-таки определять, задавать правила – это полномочия муниципалитета и мы должны этим пользоваться. Меня часто спрашивают: что вы сделали такого радикального? Я считаю, то, что мы приняли правила застройки (ПЗЗ) – это стратегический такой документ, который определяет облик города на 5, может быть, даже на 10 лет. Именно он задает правила по этажности и вплоть до согласования внешнего облика. Я поддерживаю назначенного нового главного архитектора в его начинаниях, в его свежем взгляде. У него есть стремление, желание сделать город красивее. Надо этим просто системно заниматься. У нас есть для этого полномочия. Другой разговор, что эти решения, которые сегодня принимаются не этого года, они небыстрые, но тем более этим надо заниматься, к этому надо подходить очень ответственно об этом думать. Мы над этим очень серьезно сегодня работаем.
Такой пример – то, что произошло на ул. Б. Хмельницкого. Решение по сносу было принято собственником, и здесь уже повлиять на ситуацию в соответствии с сегодняшним законодательством у мэрии возможности не было. Но мы вернулись к разговору с собственником о его планах. И сегодня то решение, которое он предложил градостроительному совету… Проходило заседание градостроительного совета с обсуждением этой темы при участии общественников, специалистов. Приняты, на мой взгляд, очень важные решения. Не просто возводить жилые серые коробки, но этажность должна быть определенной…

Александр Агафонов: Не выше скольки этажей?

Ответ
Не выше 10 этажей, с учетом того, что там как раз рядом стоят 9-этажные здания. Внешний облик – очень важно, чтобы он повторял эту теплую, красную тональность, которая свойственна сталинскому ампиру. И самое важное решение – в планах появилось техзадание, и сегодня разработан проект постройки Дома спорта. Та тема, которая была в теме обсуждения – Дом спорта. Причем поставил условие, сказал застройщику: напиши прямо декоративным элементом «Дом спорта». Внешний облик повторяет черты… При обсуждении кто-то сказал, почему так несовременно. Но мы же договорились, мы говорим о традициях, о том, как сохранить облик ул. Б. Хмельницкого, поэтому такое решение принято. Подробно об этом сказал, потому что в свое время эта тема вызывала острые очень вопросы, очень много спорили, говорили об этом. На сегодняшний день это пример, когда властью города организован диалог жителей с застройщиком, когда приняты ответственные решения, которые позволяют и развивать город, создает инвестиционный климат (это же новые дома, строительство, вложения), и делать это с учетом мнений жителей.

Александр Агафонов: Дом спорта будет находиться на балансе мэрии или застройщика?

Ответ
Безусловно, планируем передачу в собственность муниципалитета. На каких условиях, как это будет, проговаривается. Важно, что принципиально вопрос решается.

Александр Агафонов:
Было мнение, что в последнее время Дом спорт в большей степени выполнял функцию площадки для выставок кошек, чем места для занятия спортом.

Ответ
Дом спорта строился для спорта. Он обветшал, был в аварийном состоянии. Когда застройщик принял решение о сносе, он предъявил документы. Все документы были в порядке. Все документы говорили о том, что там проводить какие-то массовые мероприятия нельзя, находиться там опасно. Он был обречен. Дом спорта, на мой взгляд, должен оставаться Домом спорта, а не Домом кошек.

Александр Агафонов: Будет ли он пользоваться спросом у новосибирцев?

Ответ
Уверен. Было несколько очень важных коллективных обращений, которые касались проведения спортивных занятий, соревнований борцов, по художественной гимнастике. У нас есть просто удивительно талантливые девочки, которых приглашают в Ленинград, в Москву. Уровень подготовки у нас очень высокий. А нам бы хотелось, чтобы они оставались у нас, чтобы новосибирская школа художественной гимнастики развивалась. И именно там проходили эти занятия, и мы планируем, что они туда и вернутся. У нас действительно залов не очень много в городе, где бы можно было проводить занятия по художественной гимнастике: на левом берегу мы специально сделали в «Металлурге», и здесь мы восстановим, что крайне важно на мой взгляд. Силовики там занимались. Тоже, думаю, они воспримут это на ура.
Вообще это место в Калининском районе – традиционное место спортивных площадок ЛДС, «Нептун», Дом спорта.

Александр Агафонов: И немного отдыха: клуб «Отдых» был с одной стороны, и кинотеатр «Космос» - с другой.

Ответ
Кинотеатр «Космос» уже давно не выполняет свою функцию. Ко мне очень много вопросов по судьбе «Космоса». Я приехал на завод химконцентратов, встречался с трудовым коллективом. Первый вопрос был, когда решат проблему с «Космосом». Сейчас, на мой взгляд, надо выждать некоторое время, чтобы общественное мнение устоялось и осело. Есть люди, которые говорят: «Убери!» На наш взгляд, когда только что снесли одно, приступать к сносу другого было бы не совсем правильно. Надо сформировать взгляд на то, что должно там появиться. У нас есть предложение рассмотреть вопрос о культурно-развлекательном центре, потому что кинотеатры в том виде, в котором они раньше были, в сегодняшней экономике не живут. Этого нет нигде. Мы это хорошо видим на примере «Маяковского», «Авроры». Посмотрите как изменила облик «Победа», чтобы хоть как-то этот бизнес был. Здесь должны быть какие-то специальные подходы. Этот ряд не должен нарушаться.
Вопрос10:33
Александр Агафонов:В этом году одна из главных городских проблем декабря - пробки. 10-балльные пробки уже появляются к обеду. У вас есть понимание, почему это происходит?
Ответ
Подсказывают наши новосибирцы, мы внимательно анализируем ситуацию. Во-первых, это связано с обильными снегопадами этого года. Я не жалуюсь - зима есть зима, тем более сибирская зима. В моем детстве такие зимы были всегда, но такого обилия автомобилей не было, которое есть сегодня. Поэтому это некая данность. Перед нами самая главная задача - новые дороги, новая инфраструктура. Изменить ее за один присест нам не удастся. Мы это планируем, у нас это в первоочередных планах, но делать это можно только в теплый летний период. Таковы сегодня технологии, других технологий не знаю. Поэтому самая важная задача - это убирать снег, убирать и вывозить. Чем и занимаемся день и ночь. Расход песко-соляной смеси настолько велик, что две трети запасов, заготовленных на зиму, мы уже израсходовали.

Алесандр Агафонов: В новом году придется докупать?

Ответ
В зависимости от того, как будут складываться погодные условия, но вполне возможно, что придется это делать.
Второе - нам пришлось существенно усилить мощности. Для чего мы обратились за поддержкой к областному бюджету. Я обращался к губернатору. Он оперативно отреагировал, и было принято решение - из резервного фонда дополнительно 40 млн нам выделили. 10 млн я из своего резервного фонда выделил и объявил ЧС. Многи считали, что ЧС - значит всё, тут катастрофа произошла. ЧС была объявлена для того, чтобы воспользоваться теми деньгами сразу. Потому что это бюджетные средства, и если по 44-му закону проводить, то это 3-месячные процедуры - дождемся апреля как раз, когда можно будет использовать. Время не ждет, и в соответствие с ЧС мы без конкурсных процедур сразу сделали распределение этих средств, во-первых, по нашим ДЭУ, во-вторых, по районам. И это позволило привлечь сторонние организации за счет этих средств и резко увеличить в 2, местами в 3, в 2,5 раза количество техники, которая занимается уборкой снега. И объемы сразу выросли. Если повседневно в обычном режиме мы вывозили не более 10 тысяч кубометров за сутки, то за счет увеличения техники (в дневное время 280-290 единиц, в ночное время до 400 единиц техники) вывозим от 25 до 32 тыс. кубометров снега за сутки сейчас в этом режиме ЧС.
Наши снегоотвалы очень сильно заполнены. Общее количество вывезенного снега составило более 1 млн кубометров за этот период. В прошлом году за этот период мы вывезли 600 тыс. кубометров. почти в 2 раза мы прибавили за короткое время. У нас проблемы возникают теперь со снегоотвалами. Планируем, что вторая снегоплавильная станция до Нового года на левом берегу войдет в строй. Это дороже обойдется. Понятно, что подвергнуть снег плавлению требует больших расходов, чем просто вывести его. Но неизбежно придется к этим новым технологиям прибегать. Таковы экологические требования сегодня и количества снега.
Основной упор на вывоз и уборку снега. Неприятности в отдаленных районах связаны с тем, что там 1-2 магистрали, плюс снег (сужение дороги). Мы раздвигаем снег, естественно, возникают валики, которые копятся. Они обужают дорогу. Поэтому этот снег надо убирать с обочин, вывозить. Другого [решения] мы пока не видим. Все пробки связаны именно с этим.

Александр Агафонов: Правильно ли я понимаю, что собственной техники мэрии не хватает, раз приходится подключать режим ЧС?

Ответ
Ее никогда не будет хватать. Ее нельзя хранить с запасом - а что летом она будет простаивать? Не каждая зима такая обильная. Речь идет о том, чтобы увеличивать ее за счет организации дополнительно. Правы те эксперты, которые говорят, что надо привлекать организации, которые живут, работают в городе Новосибирске. Мы это сегодня делаем. Мы это делаем за деньги, используя те дополнительные ресурсы, которые получили, но мы делаем это на общественных началах. Я использую такой метод, обращаюсь к организациям, имеющим свои автопарки: давайте уберем город, по крайней мере перед собой, свою улицу, прилегающую территорию. Многие откликаются. Есть те, которые не замечают этих обращений, но большинство откликаются. Думаю, что такими общими усилиями мы эту проблему решим.

Александр Агафонов: Есть пример ДЭУ-1, которая за последние 3 года списала порядка 100 единиц техники, потому что она уже старая, часто ломается. Новосибирцы часто спрашивают, почему часть техники стоит в гаражах. При этом около 100 единиц списано, новых не закуплено. И правильно ли я понимаю, что в следующем году денег на покупку новой техники тоже нет?

Ответ
Я читал мнение экспертов, на которое вы, видимо, ссылаетесь. Оно некомпетентно. Эксперты говорят некомпетентно. Да, списание техники большое, износ очень высокий, но мы стараемся восстанавливать ее. Мы добиваемся высокого уровня процентного. Это один из показателей – сколько техники на сегодня работает из того, что есть на балансе у нашей организации.
Кроме того, каждый год мы закупаем [новую технику]. В том числе и в ДЭУ-1 приходит новая техника. Мы запланировали на следующий год, увеличили во втором чтении до 70 млн мы заложили в бюджет на закупку новой техники.
Другой разговор, что хотелось бы увеличить эту сумму до 100 млн, и мы постараемся это сделать, смотря как будет исполняться бюджет, но 70 млн – это уже достаточно существенный шаг. Мы решаем эти проблемы. Такие размашистые, огульные заявления некоторых представителей – чем резче выскажешься на форуме, тем верней тебя отметят. Это планомерная работа. Этим надо постоянно заниматься. Ресурсов таких нет, чтобы одним махом, за один сезон решить все проблемы. Эти проблемы копились годами, и их надо решать. Мы это делаем.
Вопрос10:37
Александр Агафонов:Появилась информация о строительстве 7-го микрорайона. Что власти планируют делать с дорожной сетью, учитывая, что жители 5-го и 6-го микрорайонов уже стоят в глухих пробках, и появление еще одного микрорайона усугубит ситуацию на этом направлении?
Ответ
В направлении «Родников», «Снегирей», перспективных районов мы всерьез работаем над реконструкцией, совершенствованием, развитием дорожной инфраструктуры. Здесь ситуация, на мой взгляд, выглядит более перспективной. Во-первых, Мочищенское шоссе – мы серьезно очень вложились в эту дорогу и за два года ко Дню города в этом году сдали ее второй этап, что существенно увеличило ее пропускную способность в этом направлении. По современным всем требованиям этот участок сдан и функционирует. Мы планируем дальше развивать и будем продолжать строить дорогу по ул. Колонды. Это очень перспективная дорога. Она по сути прямая. Она будет выходить в конечном итоге на пересечение железнодорожной линии. И там нам нужно будет решить вопрос с железной дорогой. У нас в этом есть серьезные подвижки. Если раньше управление ЗСЖД отказывало нам в оформлении этого переезда, то сегодня у нас есть по крайней мере устные договоренности, и мы надеемся это документально оформить. И тогда это становится перспективной магистралью, которая кардинально изменит состояние с потоками транспорта здесь и возьмет на себя серьезную нагрузку.

Александр Агафонов: Читатели уточняют: можете ли вы гарантировать, что в 2017 г. эта дорога будет достроена?

Ответ
Нет. Я говорю о том, над чем мы будем работать, мы будем продолжать строить.
Лесная дорога, которая там через сосновый бор идет, - существуют разные мнения на этот счет, но мы планируем ее реконструкцию. У нас пока трудности с финансированием этого проекта на следующий год, но планы у нас есть подвергнуть ее реконструкции, расширить и тем самым пропускные возможности ее увеличить, потому что там, конечно, скапливается много транспорта особенно в моменты проведения спортивных каких-то мероприятий в СК «Север». Чтобы сейчас ее разгрузить, мы оформили автостоянку. Она существенно разгрузила улицу – те, кто стоял раньше на обочине, сейчас имеют возможность заезжать на автостоянку, оставлять там свои автомобили и оставлять тем самым дорогу свободной. Такие простые организационные меры позволяют пошагово решать эту проблему.
Поэтому здесь перспектива понятна, понятно, куда двигаться, что делать в отношении этих микрорайонов, как повысить их транспортную доступность.
Вопрос10:43
Александр Агафонов:В этом году начало сильно меняться метро. Там появились какие-то удобные для горожан вещи: туалеты, зарядки для телефонов и т.д. При этом туда снова возвращается торговля. Нет ли у вас ощущения, что метро превращается в торговый центр?
Ответ
Метро в городе Новосибирске – это муниципальное предприятие, которым мы можем гордиться. Я ознакомился с опытом работы метрополитена в других городах: Самара, Нижний Новгород, Казань. Наше метро не только не уступает, но и по некоторым позициям опережает их. Прежде всего по финансовой эффективности. Все метрополитены, о которых я сказал, планово убыточны. Их экономика поддерживается за счет бюджета города, области, республики. Там бюджетная финансовая поддержка очень серьезная. Наш метрополитен осуществляет финансовую деятельность, решает свои вопросы самостоятельно. Это объясняется в первую очередь величиной пассажиропотоки. Правильно спланированы. Те, кто планировал наши линии метро очень правильно стратегически сделали: левый-правый берег. Пассажиропотоки в связи с изменениями в экономике у нас не упали. А что произошло в Нижнем Новгороде, в Казани? Там метро построено из спальных районов в заводские. Заводы остановились, коллективы уменьшились, пассажиропотоки упали – и все, и привет. У нас такого нет. Наше метро работает очень хорошо, интенсивно. Чем глубже я в эту тему погружаюсь, тем с большим уважением отношусь к тем корифеям, тем руководителям, тем строителям и инженерам, кто закладывал основу нашего метрополитена.
Сегодня, чтобы экономика была, чтобы пассажиропотоки не падали, а некоторое снижение обнаружилось у нас. Если в 2014 году перевозили 80 млн пассажиров, в 2015 году – небольшое снижение было, ниже 80 млн, в этом году тоже чуть ниже 80 млн. Это серьезная проблема. Нужны какие-то меры. Руководство метрополитена над этим работает. Я считаю, что работает в правильном направлении.
Мы очень строго следим за тем, какие предприятия появляются на этих площадях, потому что вопросы безопасности у нас на первом месте. Метрополитен – транспорт стратегического уровня, поэтому вопросы безопасности здесь превалируют. Экономика диктует свои моменты. Дополнительных ресурсов за счет рекламы, торговых точек более 200 млн в год метрополитен получает. При том, что получает около 1 млрд выручки в год при существующем пассажиропотоке. Существенный вклад, согласитесь.
Метрополитен работает, во многом улучшаются условия. Станции становятся удобнее. И самое главное – мы одни из немногих, кто сам проводит ремонт своего подвижного состава. В этом году мы капитально отремонтировали два электропоезда – это 8 вагонов. Приобретение нового вагона на московском заводе 90 млн. Капитальный ремонт одного вагона у нас 13 млн. Умножаем на четыре вагона – получаем 270 млн, плюс доставка из Москвы – почти в 300 млн обошлось бы приобретение 4 вагонов. 13 умножим на 4 – вот она экономия. Кроме того, мы получили лицензию, у нас есть договоренность с московским заводом, мы можем собирать здесь новые вагоны для себя и для других. Свердловскому метрополитену вполне возможно дешевле будет у нас приобретать, чем в Москве. В этом отношении метро у нас развивается, работает, я считаю, в правильном направлении.

Александр Агафонов: Правильно ли я понимаю, что поскольку пассажиропоток в метро падает, то проект перехода на составы из 5 вагонов будет временно приостановлен?

Ответ
А тогда зачем? Мы же должны понимать, для чего мы это делаем. Переход на 5 вагонов – это дополнительные затраты. Здесь экономика диктует. Если пассажиропоток этого не требует, то, действительно, этого не следует делать. Но мы все-таки планируем, что метро будет дальше набирать обороты, и пассажир будет возвращаться в метрополитен. Некоторое снижение мы связываем со снижением активности новосибирцев в связи с кризисом: кто-то работу нашел поближе к дому, кто-то просто дома находится чаще. Но это же пройдет. Мы планируем, что пассажиропоток будет увеличиваться.
Вопрос10:48
Александр Агафонов:Около месяца назад ГИБДД не выпустило на линию около 30 троллейбусов и трамваев ввиду того, что они морально и технически уже изношены настолько, что просто опасны для пассажиров. Расскажите о планах мэрии на следующий год обновлять парк. Будут ли новые трамвайные линии, или на них нет денег?
Ответ
Отрицать, что парк нашего муниципального общественного транспорта у нас изношен, это бессмысленно. Действительно износ очень высокий. Особенно трамвайного парка. Если троллейбусный парк некоторое время назад обновлялся, проходил реконструкцию, то с трамваями, конечно, у нас ситуация аховая. Это надо срочно поправлять. Тоже, как и сметро, вернемся к экономике. Новый российский вагон стоит 22-25 млн руб. Мы в этом году открыли новую линию от пл. Маркса до «Чистой слободы», тем самым решив серьезную проблему транспортной доступности этого микрорайона. Но у нас не было трамваев, которые пошли бы по этой линии, надо было что-то делать. Чтобы открыть новую линию, мы вынуждены были приобрести вагоны, бывшие в употреблении в Москве. Я к Собянину обратился, используя некоторые свои связи в Москве. По цене в среднем в 500 тыс. мы приобрели эти вагоны. И дальше провели то же самое, что мы делали в метрополитене. Мы подвергли их серьезной реконструкции, капитальному ремонту, привели их в надлежащее состояние. Да, технически они соответствуют не сегодняшнему уровню, но в них тепло, они вполне пригодны для эксплуатации, удобно в них. Эти вагоны мы запустили, эту проблему таким образом мы решили.
Но дальше надо что-то делать. Закупать вагоны по 25 млн, а в перспективе по 30 млн нам не под силу, мы видим наши бюджетные возможности. Поэтому мы с белорусами подписали соглашение о создании совместного предприятия по реконструкции тех вагонов, которые у нас есть. Технология белорусская. Она западная – они привезли ее из Швейцарии и применяют ее у себя повсеместно. Мы по этой технологии собираемся подвергнуть реконструкции весь парк трамваев, который есть у нас. Выбрасывается старый корпус, обновляется «начинка». «Начинка» делается на новосибирских предприятиях. Белорусы привозят свой корпус – мы покупаем только корпус. И фактически получаем трамвай, как минимум, в 1,5 раза, а то и в 2 раза дешевле нового трамвая. У нас есть для этого все условия, есть база – наши трамвайные парки, есть рабочие руки, есть инженеры. Предприятие создано, оно приступило к работе. Сегодня мы составляем план 2017 года. Мы собираемся прямо с нового года приступить к этой деятельности. Думаю, что за первый год мы не менее 10-12 трамваев сделаем. Они способны сделать и 20 трамваев в год. Но это зависит от наших финансовых возможностей. Нужна поддержка области, мы договорились с губернатором, что мы оформим такой заказ и приступим к обновлению своего трамвайного парка. Это такой решительный, стратегический, нестандартный шаг. Я считаю, что это правильно.

Александр Агафонов: А по троллейбусам?

Ответ
По троллейбусам, думаю, будем двигаться в этом же направлении. У нас есть несколько предприятий в г. Новосибирске, которые тоже предлагают свои услуги по созданию современного оборудования и по реконструкции троллейбусов. Пока сделали шаг по трамваям. У белорусов одно предприятие, которое занимается и трамваями, и троллейбусами, – «Белкоммаш». С ними мы и подписали договор о создании совместного предприятия.
Вопрос10:50
Александр Агафонов:Будет ли повышение тарифов на проезд в транспорте, когда и на сколько?
Ответ
Это решение принимается департаментом по тарифам области. Неизбежно повышение вслед за инфляцией будет идти. Я предполагаю, что решение будет подписано. По срокам боюсь обмануть, по-моему, с февраля повышение. Оно небольшое, но будет вслед за инфляцией. Это будет касаться и трамваев, и автобусов, и метро. И в метро впервые за долгие годы будет закладываться инвестиционная составляющая, нам надо второй тоннель строить, подвергать реконструкции старый тоннель и завершать «Дзержинскую» линию с выходом на Гусинобродское шоссе. Это будет вторая жизнь этой части города.
Вопрос10:57
Александр Агафонов:Пожалуй, самый важный и болезненный вопрос для новосибирцев: повышение на 15 % тарифов на ЖКХ. Много читателей просят вас прокомментировать этот резкий рост? И почему митинг пришлось проводить на набережной — нельзя ли было сместить уборку пл. Ленина на другой день, чтобы дать людям высказаться в центре города?
Ответ
Очень важная проблема. Перед руководством дилемма: как обеспечить устойчивость и развитие систем жизнеобеспечения города? Дилемма следующая: либо бюджет, либо тариф. С бюджетом я ситуацию обрисовал. Это было предложение губернатора о повышении тарифов, рассматривали его депутаты. Очень бурно, горячие споры были, тем не менее решили поднять тариф. Надо обеспечивать не доходность чью-либо, каких-то организаций, а устойчивость систем: чтобы было тепло, вода, избегать аварий.
Сегодня на утро в Новосибирске отключено 90 объектов в связи с планово-предупредительным ремонтом. Что такое планово-предупредительный ремонт? Обнаружили свищ, запланировали на какое-то время его устранение, предупредили жителей, что будет отключение, вернулись к нему через несколько дней. Это происходит регулярно. Чтобы уходить от этого, чтобы летом производить ремонт не просто труб, но и ЦТП, нужны средства. Вот куда направляются эти средства. Когда обсуждали эту проблему с депутатами, два условия приняли. Первое условие — контроль. Сейчас разрабатывается дополнительное соглашение с «СИБЭКО», по нему все собранные средства пойдут на ремонт и развитие сетей. Там будут указаны адреса конкретные, километры, улицы и т.д.
Энергетическое хозяйство разделено на две части: трубы большого диаметра и ТЭЦ — это собственность «СИБЭКО», а разводка поквартальная, ЦТП — это собственность города. Из этих 610 млн, которые соберутся дополнительных денег, 200 млн пойдут на восстановление муниципальной собственности. Мы получим возможность ежеквартально проверять, контролировать, куда пошли эти деньги, насколько эффективно они используются. Это наши с вами деньги, мы имеем право, мы обязаны контролировать ситуацию.

Вторая часть вопроса — социальная. Мы обратились к области, чтобы не просто сохранить соцгарантии, но и увеличить их. Это полномочия областного бюджета. Меры сейчас разрабатываются, их надо не только разработать, но и принять, утвердить, внести изменения в бюджет. Это не в карманы, не для того, чтобы увеличить чьи-то доходы. А для того, чтобы усилить надежность работы наших теплосетей.

Александр Агафонов: И вторая часть вопроса: была ли возможность у мэрии пустить митинг на площадь Ленина?

Ответ
Мы 23-го числа открыли елку, снежный городок. Мы поддерживаем и убираем регулярно площадь Ленина, у оперного театра. Я обратился к новосибирцам: на период новогодних каникул давайте воздержимся от этих акций, давайте позитива добавим. Я отношусь с пониманием к желанию выразить свое мнение. Роль площадки в парке «Городское начало» для проведения публичных мероприятий будет возрастать. Мы планируем уходить от этого, в центре нужны альтернативные площадки: есть площадка у ГПНТБ, в парке «Городское начало».
Вопрос11:00
Александр Агафонов:Чего бы вы в первую очередь хотели пожелать новосибирцам? И приоткройте завесу, как отмечает Новый год мэр Новосибирска?
Ответ
Я постоянно нахожусь на работе, телефон приходится не выключать. Для новосибирцев это праздник, а мы работаем в усиленном режиме. Я себя чувствую ответственным и обязанным. Мэр тоже человек, я люблю встречать Новый год в кругу близких, детей, внуков. Но, конечно же, 1 января я буду заслушивать, где что произошло, все ли гладко прошло.
Обращаюсь к вам, уважаемые новосибирцы. Я желаю всем не терять боевитости, активности, с которой вы обсуждаете проблемы нашего города. Но при этом желаю всем нам повнимательнее друг друга слушать — истина рождается в спорах, нам надо научиться принимать оптимальное решение, чтобы развивался город. Я думаю, этот процесс идет, мы становимся мудрее, лучше, толерантнее. Я желаю всем счастья в Новом году, желаю встретить его в кругу самых близких для вас людей, чтобы они дарили вам улыбки, позитив. С Новым годом всех!
Читайте также
  • Губернатор Городецкий: итоги 2016 года29 декабря губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий ответит на вопросы журналистов и читателей НГС.

    Дата проведения: 29.12.2016
    Участники: Владимир Городецкий

  • Новосибирское метро: проблемы и перспективы3 октября в прямом эфире НГС на вопросы читателей ответит начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Андрей Ксензов.

    Дата проведения: 03.10.2016
    Участники: Андрей Ксензов

  • Иван Стретович: призер из Рио22 августа в прямом эфире НГС поговорим с серебряным призером Олимпиады в Рио Иваном Стретовичем.

    Дата проведения: 22.08.2016
    Участники: Иван Стретович