Андрей Ксензов: «Если будет популярно — сделаем на всех станциях»

Интервью: начальник новосибирской подземки рассказал НГС, когда на станциях метро появятся система Apple Pay и зоны для зарядки смартфонов, а в вагонах — Wi-Fi и какую станцию построят следующей

Андрей Ксензов: «Если будет популярно — сделаем на всех станциях»

​Начальник Новосибирского метрополитена Андрей Ксензов побывал в редакции НГС.НОВОСТИ и во время прямого эфира 3 октября ответил на вопросы журналистов и читателей. Руководитель подземки рассказал, как изменятся вагоны нашей подземки после ремонта, как выбирают музыкантов, которые играют в переходах, зачем учат сотрудников метро улыбаться пассажирам и в чем наш метрополитен выигрывает по сравнению с метро других городов.

Самый важный, пожалуй, вопрос — о строительстве новых станций метро. Эти вопросы не в вашей компетенции, но, может, что-то вы можете рассказать о планах города?


План строительства метро утвержден в мэрии. В ближайшее время планируется строительство станций в сторону Восточного жилмассива по Дзержинской линии. Как только финансовая ситуация позволит начать строительство, это будет сделано. Все понимают необходимость этого. О том, куда должно развиваться строительство метро, — предмет острого обсуждения, к которому должна быть привлечена и общественность. Сейчас, я думаю, прежде всего нужно довести до конца то, что уже запланировано: станции метро «Доватора» и «Гусинобродская».


Чем наше метро отличается от метро других городов? И кстати —  а вы сами ездите в метро на работу?


В российских метрополитенах я побывал во всех, за границей — в Европе, Китае и еще ряде стран. Наш метрополитен отличает аккуратность и определенный порядок, который здесь заведен. Сам езжу и на работу, и с работы. Многие узнают в лицо и по прежней работе подходят, здороваются, вопросы задают. Спрашивают, как обстановка в метрополитене, какое настроение. Важно поднимать настроение людям, которые спустились в подземку. 


Всегда инструктируем наших работников (контролеров, дежурных по станциям), чтобы они с улыбкой встречали и старались с улыбкой провожать [пассажиров]. Пассажир для нас самый главный заказчик.


Как учите поднимать настроение пассажирам?


Самыми различными методами. И методом беседы, и убеждениями, и инструктажами. В метрополитене создана серьезная система подготовки и переподготовки кадров. У нас в структуре метрополитена работает свой учебный комбинат, который готовит по ряду направлений и специальностей. При обучении персонала, начиная машинистами и заканчивая контролерами, ревизорами, кассирами, дежурными. Как это выглядит? Очень просто. Когда человек видит нормального, опрятного сотрудника метрополитена — это уже вызывает адекватные эмоции, которые должны возникать.


Кто придумал новую форму одежды сотрудникам метрополитена?


Она появилась год-полтора назад. Мы приглашали нескольких производителей, которые шили нам форму. Шили ее в Новосибирске местные портные. У женщин появился дополнительный атрибут — шейный платок (синий и красный). У дежурных по станции в обязательном порядке пилотка должна быть красного цвета, чтобы, когда она вышла на платформу, люди, которые хотят к ним обратиться, смогли увидеть ее среди большого количества пассажиров. Денег [на пошив] было потрачено очень немного — 500–1000 руб. на человека.


В этом году вы говорили, что отремонтировали вагоны. Будет ли это как-то заметно пассажирам?


Пассажиры это почувствуют однозначно. Полностью меняется вся внутренняя составляющая (электрическая, механическая) вагона, реконструируется кузов вагона, внутри мы меняем освещение, отделку, предусматриваем специальные места для людей с ограниченными возможностями, меняем кресла — получается современный вагон. Да, это не вагон нового поколения, к которому мы стремимся. Пока мы нашли экономическую модель по проведению крупных ремонтов, потому что новый вагон, производимый московскими предприятиями, стоит сейчас более 90 млн руб. Мы тратим на восстановление, модернизацию своего вагона 13,5 млн. Москва идет на такие траты, потому что там совершенно другой пассажиропоток. Наша подземка перевозит до 300 тыс. пассажиров в сутки, а московская — 7,5 млн человек в сутки.


Почему в час пик в метро работают не все эскалаторы?


Мы запускаем 3-й эскалатор, когда увеличивается пассажирский поток и пропускная способность на пределе. Это зависит от решения дежурного по станции, который постоянно наблюдает за работой эскалатора. Через видеомониторы они просматривают все в ежесекундном режиме — своевременно останавливают эскалатор, если произошло какое-то происшествие, и по команде центрального диспетчера включают и 3-й эскалатор. Все эскалаторы у нас рабочие, всего их больше 25 в метрополитене. В этом году на «Сибирской» был закрыт эскалатор, но мы его полностью отремонтировали и запустили в работу.


Многие жалуются на перебои в системе оплаты проезда — то терминалы не работают, то очереди в кассу. Почему метро не будет избавляться от жетонов и планируется ли введение новых систем расчета за проезд?


Если какая-то сложность возникла, можно обратиться к любому сотруднику метрополитена, находящемуся на станции. Кроме того, можно обратиться по телефонам, которые работают в круглосуточном режиме:

– телефон ситуационного центра метрополитена, по которому учитывают все жалобы и обращения граждан, — 238-85-55;
– телефон специального пункта, где могут помочь именно по вопросам применения карт для оплаты проезда, — 238-82-80.


Сейчас есть система электронного проездного, которую мы полностью поддерживаем, и все виды транспортных карт по системе «Электронный проездной» у нас принимаются и будут приниматься в дальнейшем.


В этом году мы совместно с банками дали возможность горожанам рассчитываться банковскими картами. Это система MasterCard PayPass и VISA payWave. С каждым днем пользователи этих карт все чаще применяют такую систему оплаты. Недавно за сутки у нас проехало более 2,5 тыс. человек по таким картам. Обычно это около 2000–2100 человек. 


Следующее направление — новая система Apple Pay. Это приложение позволит размещать на смартфонах транспортную или банковскую карту. В ближайшее время мы эту систему будем прорабатывать, готовить к запуску. 


Несмотря на развитие информационных технологий, многие пользуются жетонами, привыкли к ним. В некоторых странах для проезда на транспорте длительные проездные билеты, и там не надо специальные турникеты проходить — есть специальная аппаратура, которая считывает информацию с проездного билета, лежащего у тебя в кармане. У нас пока таких возможностей нет.


Вы говорили про строительство новых пандусов. Как это поможет инвалидам-колясочникам, которые не могут зайти в метро из-за тяжелых дверей?


Тому, что наши станции слабо к этому готовы, одна причина. В 1970–1980-е годы не было норм проектирования, учитывающих удобство пассажиров-колясочников. Повышать доступность метрополитена для таких людей сейчас необходимо. Пандусами будут обеспечены все станции метро до конца года. Около 4 лет назад мы закупили в Германии специальные коляски для спуска инвалидов-колясочников в метрополитен, обеспечили ими все станции.


Как это работает?


Либо заранее человек звонит к нам в метро, и мы готовимся его встретить и сопроводить. Либо, подъехав к метро, он может передать [просьбу] через людей, к нему поднимутся сотрудники метрополитена, подкатят специальное устройство и спустят его. В месяц мы получаем порядка 20–30 таких заявок. Мы обучили более 100 человек, как работать с людьми с ограниченными возможностями. Они прошли обучение в специальном центре в Новосибирске, есть все сертификаты. Тренинги по работе со спусковыми колясками и колясочниками проводятся ежемесячно. Оформить заявку можно по телефону ситуационного центра: 238-85-55.


(Вопрос от читателя по имени Михаил) Меня коробит обращение к пассажирам, которое мы слышим при выходе из вагона на конечных станциях: «Просьба освободить вагоны». Не могли бы вы ответить, почему используется слово «освободить»? Мы что, захватили вагоны в плен?


Это больше вопрос на знание русского языка. Если применять глагол «покинуть», например, — это как будто тонущий корабль покинуть. Если «выйти» из вагона, то, наверное, грубовато. Когда подбирали нужное слово, люди, наверное, пользовались словарем Ожегова или другими толковыми словарями. Мы подумаем, как бы смягчить это объявление. Если у Михаила есть какой-то свой вариант, пусть он пришлет его нам в метрополитен. Тексты для дикторов придумывают специальные инженеры, которые занимаются культурой обслуживания пассажиров. Когда-то были предложения, чтобы ряд остановок объявляли заслуженные артисты, например. Но это не получило распространения.


Примерно около 3 лет в Московском метрополитене существует бесплатный Wi-Fi в поездах. Будет ли у нас?


В этом году мы провели переговоры с несколькими операторами о технических возможностях провести Wi-Fi в метро. Надеемся, что найдем решение. Для этого каких-то суперинженерных решений не надо, потому что все уже придумано. Но пока нет здесь инвестиционной составляющей — сделать можно, а как дальше его эксплуатировать? Многие эти системы эксплуатируются за счет того, что заходишь бесплатно, появляется реклама, за счет которой люди зарабатывают. Экономическая часть вопроса на сегодняшний день не проработана. Хотя метрополитен готов принять это оборудование. Потребность в Wi-Fi в основном у гостей города, потому что многие новосибирцы пользуются и 3G, и 4G, и проблемы с интернетом нет. Кроме того, пока в Wi-Fi зайдешь, уже электричка подойдет. Есть предложения, чтобы на станциях делать Wi-Fi, а в вагонах нет. А я, наоборот, за то, чтобы в вагонах делать Wi-Fi. Будем решать.


Будет ли на станциях оборудование для подзарядки телефонов?


Несколько месяцев назад мы изучали этот вопрос. Столкнулись с двумя мнениями. Люди на станциях находятся очень короткое время, поэтому непонятно, будет ли этот сервис востребован. Мы сделаем на нескольких станциях такие пробные зоны. Сейчас дано такое задание нашим специалистам. Скорее всего, это будет на платформе возле лавочек, где у нас установлены телевизионные экраны. Если будет популярно, сделаем на всех станциях. Это несложно, главное, чтобы было востребовано, чтобы деньги не были потрачены впустую. Услуга будет бесплатной.


Всех ли музыкантов пускаете петь в метро?


Это можно делать только по специальному разрешению. Для этого нужно желание, заявление. Приходят к нам в службу движения, наши движенцы разговаривают с этим человеком, полиция его проверяет на нахождение в данной точке, и дальше уже принимаем решение.

Спрашиваете про репертуар?


Мы не занимаемся цензурой, но репертуар не должен нарушать покой граждан. Самое главное, чтобы там не было нецензурных слов и ничего не обижало достоинство тех людей, которые проходят мимо. Бывают иногда очень хорошие голоса, хорошие песни. 


Большинство из тех музыкантов, которые к нам приходят, имеют высшее музыкальное образование или простое музыкальное образование.


Почему перестали работать телевизоры в вагонах, где они, и почему их убрали из большей части вагонов?


Телевизоры на месте. Но оператор, который транслировал там новости, расторг контракт с метрополитеном где-то около года назад. На сегодняшний день предложений о возобновлении работы пока нет. Хотя мы готовы предоставить эти площади, чтобы люди продолжили эту работу. Это не востребовано до конца, на мой взгляд. Сегодня ведь нет проблем посмотреть эти новости и рекламу в гаджетах. Может, уже технология не та, какие-то другие телевизоры надо туда вешать. Пока этот проект приостановлен.



Подготовила Анна Богданова

Фото Александра Ощепкова

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено