Железный сервелат

Крупнейший продавец мяса и вина в России неожиданно пришел в Новосибирск и открывает до 200 магазинов с собственной дешевой колбасой, мясом и напитками

Железный сервелатВсе фотографии

В Новосибирск пришел новый крупный производитель колбасы, мяса и мясных полуфабрикатов. Агропромышленный холдинг «Ариант» из Челябинска собирается конкурировать не только с местными мясоперерабатывающими предприятиями, но и с торговыми сетями. Всего за месяц компания уже успела открыть здесь 10 фирменных магазинов и до конца года собирается довести их число до 50. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучил ассортимент «Арианта» и выяснил, что кроме мяса владельцы компании смогут предложить и собственное кубанское вино.

«Ариант» — новичок не только новосибирского, но и российского рынка в целом. Агрохолдинг создан в 2002 году (одноименная торговая сеть развивается с 2014 года) предпринимателями, которые до этого занимались преимущественно металлургией. Предприятие принадлежит Челябинскому электрометаллургическому комбинату (80 % производства ферросплавов в РФ) и «Кузнецким ферросплавам» (Кемеровская область), а сами они контролируются Александром Аристовым и Юрием Антиповым. Само название «Ариант» — производное от их фамилий.

Особенность «Арианта» в том, что это вертикально интегрированный холдинг, который занимается всем: земледелием (82 тыс. га посевных площадей) и производством комбикормов, животноводством, мясопереработкой и собственно ритейлом.

Сегодня в сети одноименных магазинов уже более 600 точек, и количество их постоянно растет. Как рассказала, например, руководитель отдела маркетинга новосибирского филиала Ольга Гермашева, сейчас в Новосибирске открывается 2-3 магазина «Ариант» в неделю. Первая торговая точка заработала в конце марта, а сегодня их уже 10. К концу года компания намерена торговать здесь уже в 50 магазинах.

Дальнейшие планы еще амбициознее: в перспективе в Новосибирске планируется открыть до 200 торговых точек.

Для сравнения: в родном Челябинске у «Арианта» уже порядка 160 магазинов.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывал в последнем по счету (на тот момент) магазине «Арианта», который заработал на ул. Дуси Ковальчук. По словам Ольги Гермашевой, это стандартная точка, работающая в формате самообслуживания. Сейчас в Новосибирске таких 5, еще 5 — меньшего размера — работают по системе прилавочной торговли. Кроме мяса, колбас, мясных консервов и замороженных полуфабрикатов (пельмени, пицца, шницели и т.д. — всего порядка 300 наименований) здесь можно купить напитки, молочные продукты, хлеб, кондитерские изделия и сопутствующие непродовольственные товары. Часть товаров продается под собственной торговой маркой.

Железный сервелат
Пока в торговом зале пустовато, но, по словам г-жи Гермашевой, ассортимент должен расшириться. Например, сейчас здесь нет алкоголя — он появится после получения соответствующей лицензии.

Здесь, кстати, у «Арианта» тоже будет продаваться собственная продукция.

Челябинским металлургам принадлежит еще и винное хозяйство «Шато Тамань» в Краснодарском крае, это бренд с самой большой в стране площадью виноградников, писало издание РБК. А сам «Ариант» вообще называет себя крупнейшим виноделом Европы. Мясная сеть «Арианта» — тоже крупнейшая в России по обороту.

Холдинг любит сам продавать свою продукцию — неважно, металл или мясо. «Цепочку построили, она независима ни от кого — это непотопляемый корабль, устойчивый в любых рыночных условиях», — говорил Антипов журналу «Эксперт-Урал».

Что касается формата, магазины «Арианта» — это небольшой универсам с упором на мясо, из уже работающих в Новосибирске сетей больше всего на него похожа сеть «Ярче!», созданная, кстати, тоже крупным производителем — группой «КДВ» (кондитерские изделия и снэки). У «Ярче!» сейчас в Новосибирске 48 магазинов (данные справочника 2ГИС). Самым крупным прямым конкурентом в Новосибирске сейчас выглядит «Торговая площадь», у которой в городе 118 магазинов и фирменных отделов. Другие производители, которые активно развивают фирменную розницу, это «Птицефабрика Октябрьская» (40 торговых точек), «Ермолинские полуфабрикаты» (69).

Что касается собственной продуктовой линейки «Арианта», то она смотрится довольно стандартно.

Из сравнительно необычных продуктов можно отметить желированную колбасу (состоит из мясного желе с кусками свинины) — 229 руб. за кг. Что же касается цен, то они пока заметно ниже, чем в аналогичных магазинах.

Железный сервелат
Для сравнения мы взяли точку «Торговой площади» на ул. Советская в тихом центре. Так, свиная лопатка в «Арианте» продается по 235 руб./кг (в ТП — 310 руб.), 400-граммовая упаковка «Докторской» продается за 139 руб. (в ТП — 185), недорогие весовые пельмени — 167 руб./кг (в ТП — 263).

Корреспондент НГС.НОВОСТИ попробовал два образца: «премиальную» «Докторскую» и чоризо. «Докторская» несколько смущает слишком уж розовым цветом на срезе и чересчур нежной консистенцией — кажется, еще немного и ее можно будет мазать, а не отрезать. Активней, чем это обычно делается у новосибирских производителей, использованы и специи. А вот чоризо смотрится вполне аутентично: это та самая острая свиная колбаса, которую хорошо добавлять в самые разные блюда итальянской кухни — от пиццы до рагу, — где она выполняет роль одновременно и одного из ингредиентов, и приправы.

Пока «Ариант» поставляет всю продукцию со своего предприятия в Челябинске. Однако в обозримом будущем у компании должны появиться в Сибири собственные производственные мощности. Компания строит в Новокузнецке животноводческий комплекс на 270 тыс. голов и мясоперерабатывающий комбинат, который сможет производить до 100 тонн продукции в сутки.

Ритейл-эксперт Александр Агеев (долгое время проработал в группе «Новые торговые системы») скептически относится к выбранной «Ариантом» бизнес-модели: «Сам по себе формат мясной лавки, где можно купить также сыр, вино и т.д., может быть востребован, однако как потребитель я лично предпочел бы магазин, где собрана продукция разных производителей». По той же самой причине магазин у дома (каким является «Ариант»), где отсутствует продукция лидеров местного рынка, будет проигрывать борьбу за покупателя торговым точкам того же формата, но не привязанным к какому-то одному поставщику, считает эксперт.

В «Арианте», впрочем, обещают, что в обозримом будущем продукция компании появится и в других городских магазинах. Переговоры об этом с крупными сетями уже идут, говорит Гермашева.

«Арианту» придется бороться не только с сильными местными производителями, но и с изменениями на рынке в целом. Руководитель отдела исследований маркетингового агентства BC Group Юлия Мосина отмечает, что последние исследования показывают рост спроса на мясо птицы в ущерб свинине и говядине и продуктов из них. Причина, по словам эксперта, проста: курятина почти вдвое дешевле. При этом проще всего убедить покупать куриный сервелат молодежь, знает Мосина, — при опросах представители этой группы отдают предпочтение курятине не только из-за ее дешевизны, но и потому что она «менее жирная» и просто «вкуснее».


Стас Соколов
Фото автора
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА