В каждом доме затычка

Жительница Новосибирска отказалась платить крупной управляющей компании за ремонт дома — и обнаружила, что ей заблокировали унитаз

В каждом доме затычкаВсе фотографии

Пожилая женщина 2 недели не могла мыться и пользоваться туалетом — незадолго до этого управляющая компания положила в ее почтовый ящик сообщение о задолженности и предупредила о том, что в квартире могут заблокировать канализацию. Женщина подала в суд и сообщила об этом в ЖЭУ, после чего канализация заработала. Однако суд не нашел доказательств вины управляющей компании и не признал сам факт блокировки унитаза. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ выслушали обе стороны конфликта и выяснили, в каких случаях собственник рискует остаться без удобств.

В декабре 2015 года Александра Морозова, 75-летняя жительница пятиэтажки на Толбухина, подала заявление в Дзержинский районный суд на управляющую компанию «СПАС-Дом» и ЖЭУ-42, которых обвинила в незаконной блокировке канализации. Она попросила суд обязать их выплатить компенсацию за моральный ущерб в размере 10 тыс. руб. Однако в иске отказали: сначала, 18 декабря, Дзержинский районный суд, а 15 марта областной суд рассмотрел апелляцию Морозовой, но оставил решение без изменений.

Как рассказала сама Александра Морозова, бывший юрист с 30-летнем стажем, все началось с того, что она обнаружила в своем почтовом ящике уведомление от управляющей компании о том, что у нее есть задолженность за жилищные услуги, и предупреждение о возможной блокировке канализационных стоков, если за 20 дней долг не будет погашен. По ее словам, все коммунальные платежи она платила регулярно, без задержек. Половину суммы за коммунальные платежи и капитальный ремонт ей по закону должны возвращать на сберкнижку, так как у женщины есть льготы: она ветеран труда и реабилитированная жертва сталинских репрессий. Однако эти 50 % отдел пособий переводил как попало, в результате чего за 2 года ей не доплатили около 9 тыс. руб.

Как уточнила собственница, претензия управляющей компании в том, что она не платила за текущее содержание жилья — за 2 года она задолжала 10 тыс. руб.

«Мы, все жильцы, на общем собрании решили, что текущий ремонт платить не будем, они ничего не делают уже 8 лет, — объяснила свои неплатежи Морозова. — За 3 дня мы сами все покрасили, побелили, однако они мне выставляют долг».

При этом, по словам собственницы, одна из статей — содержание жилья, и она ежемесячно платит по ней 625 руб.

Через некоторое время после предупреждения пенсионерка обнаружила, что вода из ванны и туалета практически не уходит. «Две недели я маялась, воду выносила на улицу. Думала, может быть, засорение, 3 дня чистила-чистила, но вода не уходит», — рассказывает она. В итоге она подала на управляющую компанию в суд и отнесла копию заявления в УК.

«Как принесла копию, на следующий день они (УК. — А.Б.) звонят мне, говорят, мы вам убираем. Смотрю, унитаз работает», — продолжает Морозова. Однако в суде ей не удалось доказать, что управляющая компания действительно блокировала канализацию, — кроме ее племянницы не было свидетелей. Не хватило и документальных подтверждений. Моральный ущерб Морозовой тоже не возместили — опять же не нашлось оснований.

Юрист управляющей компании «СПАС-Дом» Анна Гельм, в свою очередь, подтвердила, что Морозовой действительно отправляли уведомление о долге и предупреждали о санкциях. Однако канализацию никто не блокировал, уверяет юрист.

«Прежде чем утверждать, что у вас ввели ограничения, нужно прояснить, не было ли засора. По данной квартире заявок о том, что есть проблемы с оттоком воды, не было. Собственница решила, что ей ввели [блокировку канализации]», — пояснила юрист. Гельм уточнила, что пенсионерка не оплачивала услуги УК — сумму, утвержденную на собрании собственников жилья.

В каждом доме затычка
Как рассказал юрист в сфере ЖКХ Артем Морозов, заблокировать канализацию управляющая компания имеет право только в том случае, если у собственника есть долги за коммунальные услуги (электричество, водоснабжение, водоотведение, отопление).

Долги за жилищные услуги — это не основание для блокировки водоотведения. Однако не платить за услуги, даже если ремонт в подъезде действительно не делают, собственник не имеет права, так как решение об этом принимается на собрании собственников.

«Но управляющие компании, бывает, маленько хитрят — стараются, чтобы была сложная разбивка между платой за жилое помещение и за коммунальные», — объяснил Морозов. Юрист уточнил, что, если собственнику поставили заглушку, после чего он погасил долг по статье «Водоотведение», ему обязаны вернуть эту услугу.

Екатерина Сомова, юрист компании «Вымпел-Сервис», специализирующейся на ЖКХ, сообщила: блокировку канализации управляющие компании активно начали применять в прошлом году. По закону собственникам не могут ограничить подачу холодной воды, но, так как в старых домах разделить подачу горячей и холодной воды технически сложно, управляющие компании стали чаще блокировать именно водоотведение, уточнила эксперт.

Блокировка канализации, как пояснила Сомова, законна в том случае, если соблюдается определенный порядок — за 20 дней собственнику отправляют заказное письмо или приносят уведомление под роспись. Второе уведомление приносят — опять же под роспись — за 3 дня до блокировки. За нарушение процедуры управляющей компании грозит штраф. При этом, если собственник самовольно уберет поставленную заглушку, его ждет штраф порядка 2 тыс. руб.

За последние полгода, по словам юриста, количество должников по услугам ЖКХ заметно выросло. «Мы проводили анализ по нашему фонду. С сентября по март рост должников по одному и тому же дому — от 20 до 80 %. Люди скорее предпочтут погасить кредиты, ипотеку, — объясняет юрист. — Водоотведение людям в новинку, и это достаточно действенная мера».

В мэрии и жилищной инспекции не смогли предоставить данные, сколько человек подверглись этой процедуре в Новосибирске, ссылаясь на то, что такую статистику никто не ведет.

За последние полгода коллекторы из ООО «Агентства сбора платежей» установили в Новосибирске порядка 70 заглушек. По словам генерального директора компании Дениса Цвигуна, в последние месяцы спрос на них незначительно упал.

Осенью новосибирец Андрей Кергинский, задолжавший по услугам ЖКХ около 16 тыс. руб., решил выразить протест против установки заглушки в своей квартире. Прожив неделю без унитаза, он начал выливать нечистоты прямо из окна и облил несколько прохожих. Несмотря на то что через месяц жилищная инспекция признала блокировку унитаза незаконной, мужчина прожил так в общей сложности почти 2 месяца.

Александра Морозова свой долг за ремонт так и не оплатила. Платить ли его, она пока не решила.


Анна Богданова
Фото Татьяны Кривенко
Читайте также
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА