В глазах хрустит

Горожане и перелетные птицы столкнулись с огромными тучами пыли на улицах Новосибирска — мэр Локоть заявил, что убирать ее пока не будут и «придется потерпеть»

В глазах хрустит

Мэр Новосибирска заявил, что пыль с улиц Новосибирска убирать пока не будут — для этого, по словам градоначальника, нужна теплая погода. В появлении пыли чиновники обвинили самих горожан, которые вытаптывают газоны и ездят по дорогам частного сектора. Производители уборочной техники возражают: небольшие уличные пылесосы способны спасти город от весенней напасти уже сейчас — похожую технику уже используют в Санкт-Петербурге. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, почему наш город продолжает оставаться таким пыльным и грязным, несмотря на заверения мэра, что дороги зимой посыпали чистым песком, и как с весенней пылью борются в других городах России, а также за границей.

Первыми стресс от густого слоя пыли, покрывшего Новосибирск, испытали перелетные дрозды-рябинники. Как сообщил НГС.НОВОСТИ орнитолог Алексей Яновский, в городе много ягод рябины, но из-за того, что они покрыты слоем пыли, птицам пришлось переместиться на окраины города. Мелкие частицы, впрочем, покрыли не только ягоды — в первые же теплые дни над новосибирскими дорогами поднялись огромные клубы.

В мэрии развели руками — сделать ничего не могут. «Вынужден сказать, что этот период придется потерпеть», — заявил мэр Анатолий Локоть, пообещав «навалиться всеми силами», как только станет тепло.

Ранее новосибирские общественники не раз заявляли, что пыль на улицах — последствия применения песка с илом, которым посыпают улицы. Мэр Анатолий Локоть, впрочем, каждый раз парировал эти обвинения словами о том, что с проблемой он разобрался. В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии корреспонденту НГС.НОВОСТИ пояснили, что основная пыль весной появляется не от песко-соляной смеси, которую рассыпают по городу зимой, а от грязи и пыли, которая выносится с вытоптанных газонов, оголенных пустырей и дорог частного сектора.

Специалисты Западно-Сибирского центра мониторинга и окружающей среды разложили городскую пыль на составляющие: по их мнению, она состоит из почвенной пыли, пыли от топливных установок во время сгорания угля и в какой-то мере — песчаной пыли и появляющейся в результате трения шин об асфальтовое покрытие на дорогах.

Почвенная пыль влияет на загрязнение в городе весной-летом, а зимой — пыль от сжигания угля на ТЭЦ. Самые «грязные» месяцы, по мнению специалистов центра мониторинга, — июнь и июль.

Сейчас убрать пыль с улиц города механизированно — подметально-уборочными комплексами (ПУМ) — невозможно, заявили в мэрии. Пока уборка идет вручную. При использовании ПУМ необходимо одновременно поливать дорогу водой, а это допустимо только при устойчивых положительных температурах, чтобы не образовывалась наледь. На вооружении у муниципалитета, как пояснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, 48 ПУМ типа «Бродвей» и «Скандия» стоимостью около 3,5 млн руб. каждый и 10 вакуумно-подметальных машин («пылесосов») стоимостью около 10 млн руб. каждый.

Коммерческий директор санкт-петербургской фирмы «Транслайн», занимающейся продажей техники бельгийской марки Glutton, Наталья Полончук согласна с тем, что пыле- и мусороуборочную технику лучше выводить на улицы города в сухую и теплую погоду.

Однако небольшие уличные пылесосы этой марки могут работать и при остатках на тротуарах льда и снега. Правда, это — небольшие «пылесосы», работающие после электроподзарядки 8–12 ч с контейнером для мусора, рассчитанным на 240 л.

«Человек идет рядом и направляет этот пылесос. Ну как дома вы пылесосом пылесосите. Но, конечно, этот убирает не только пыль и листья, но и крупный мусор — бутылки, стекло, песок… Такие пылесосы не мешают людям, они бесшумны, не производят выхлопов и могут чистить площади, тротуары, бульвары», — рассказала Наталья Полончук, добавив, что стоит такая машина по новому курсу порядка 1,5 млн руб. и, например, в Санкт-Петербурге таких купили для города уже 10 штук.

В других городах такой проблемы с пылью, как в Новосибирске, нет, уверяют опрошенные автором эксперты. В том же Санкт-Петербурге дороги зимой тоже посыпают песко-соляной смесью, которую счищают и смывают весной в ливневые канализации. Депутат горсовета Игорь Салов, изучавший, как в Питере решают этот вопрос, рассказал, что у них проблем с этим нет, так как дороги в Санкт-Петербурге оснащены «ливневками» на 75 %. У нас же, по замечанию Салова, только на 25 %. В канадской Оттаве, где депутат также побывал, тоже нет такой проблемы. «Снег идет у них точно так же как и у нас, точно так же ложится, наледи так же появляются… Но у них снег чистят во время того, как он падает! Там ничего посыпать песком не надо. Вы можете в это поверить?» — смеется Салов.

Довольно нетипично (для Новосибирска в первую очередь), выяснил корреспондент НГС.НОВОСТИ, проблему решили в Астане (Казахстан) — городе, который выстроен посреди степи.

Как сообщили автору в пресс-службе городской администрации Астаны, пыли и песка у них на улицах нет, потому что город во время его постройки был окружен искусственным лесом. Он разросся так, что его уже не отличить от обычного, и отлично оберегает от пыльных бурь.

Чтобы в Новосибирске не было в воздухе пыли весной, необходимо рассыпать на дороги города в зимний период не грязный заиленный песок, а чистый, а также следить за газонным покрытием, чтобы его не вытаптывали, уверены и общественники, и экологи. В мэрии же на вопрос НГС.НОВОСТИ о том, что сделать, чтобы город был менее пыльным, ответили: «Для уменьшения количества пыли необходимо увеличить количество вакуумно-подметальных машин, а также финансирование работ».


Илья Калинин
Фото Александра Ощепкова
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА