Метро ввело визы

Метрополитен начал снимать деньги за проезд напрямую с зарплат новосибирцев — а сами горожане доплачивают за это до 900 рублей в год

Метро ввело визыВсе фотографии

Новосибирский метрополитен третьим в России запустил новый способ оплаты проезда: теперь горожане могут не стоять в очереди за жетонами в час пик и не искать терминалы для пополнения транспортных карт, а расплачиваться бесконтактно, банковскими картами VISA и MasterCard — с тех же счетов, на которые работодатели перечисляют им зарплату. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила, сколько стоит превратить свою зарплатную карту в транспортную, насколько это безопасно и когда безналичный расчет доберется до автобусов и маршруток.

С 19 марта четыре станции Новосибирского метрополитена перешли на систему бесконтактной оплаты проезда по банковским картам VISA и MasterCard, сообщили в пресс-центре мэрии. В тот же день на полу в вестибюлях станций «Заельцовская», «Площадь Маркса», «Площадь Ленина» и «Речной вокзал», где действует новая система оплаты, появились наклейки-указатели и турникеты, обслуживающие карты MasterCard PayPass и VISA payWave.

Новосибирск — третий в России и единственный за Уралом город, решивший внедрять безналичный расчет за проезд не по специальным транспортным карточкам, а по обычным банковским, поддерживающим международные платежные системы. Пионером, по данным федерального Минтранса, был метрополитен Санкт-Петербурга. Он опробовал систему PayPass в начале 2015 года, осенью к той же технологии подключилась подземка Москвы. На вопрос, когда все новосибирские станции приобщатся к новшеству, пресс-центр мэрии ответил обтекаемо: «В ближайшее время».

Строго говоря, в Новосибирске бесконтактная система оплаты проезда существует уже не первый год. Платежная система «Золотая Корона» выпускает транспортно-зарплатные карты с 2008 года. Александр Гришин, глава дирекции «Транспортные и социальные карты» платежной системы «Золотая Корона», замечает, что теперь речь идет о продвижении международных платежных систем, использующих бесконтактные технологии payWave и PayPass.

Технологии PayPass и payWave основаны на взаимодействии между встроенной в банковскую карту антенной и приемным устройством терминала, пояснил директор Процессингового центра Альфа-Банка Сергей Брынин.

Если чиповую карту нужно вставлять в специальный терминал, то по системам PayPass и payWave списание средств до 1 тыс. руб. происходит без авторизации через PIN-код — просто за одно прикосновение карты к считывающему устройству.

Карта для бесконтактной оплаты на вид не отличается от обычной банковской, но имеет специальный знак, внешне напоминающий несколько радостных смайлов или круглых скобок, идущих друг за другом. Официальные сайты Visa и MasterCard уточняют, что такие карты можно оформить и получить в банках, сотрудничающих с системами, в частности, в Сбербанке, Альфа-Банке, Райффайзенбанке, Авангарде, УРАЛСИБе и др. «Следует отметить, что не все карты оснащаются бесконтактной антенной, поэтому при выборе пакета услуг и заказе карт необходимо обращать на это внимание», — предупреждает Сергей Брынин.

По наблюдениям корреспондента НГС.НОВОСТИ, которая отправилась тестировать бесконтактную оплату вечером 21 марта, у пассажиров новосибирского метро с новой системой пока возникает путаница. К терминалу для карт PayPass они прикладывают всё, что под руку попадется: и социальные карты, и транспортные карты, и свои зарплатные карты, не подключенные к системе.

Карта, оснащенная антенной, сработала безупречно — зеленая стрелка загорелась через секунду после касания, со счета, хоть и не сразу, списалось 20 руб. Формально Единая транспортная карта остается выгоднее — по ней можно ездить за 19 руб.

Однако ЕТК надо пополнять через специальные терминалы, к которым в час пик скапливаются очереди не меньше, чем в обычные кассы за жетонами.

Метро ввело визы
Принести свою действующую карту в банк и просто попросить добавить к ней новую функцию держателю не удастся. Карту придется заменить, что потребует от 1 до 14 рабочих дней в зависимости от типа карты и самого банка. Годовое обслуживание тоже стоит по-разному.

Классические международные карты VISA Classic Бесконтактная / MasterCard Standard Бесконтактная (с возможностью бесконтактной оплаты товаров и услуг) от Сбербанка обойдутся в 900 руб. за первый год и 600 руб. во второй и последующие годы.

В Альфа-Банке есть бесконтактные карты с годовым обслуживанием стоимостью 490 руб., в Райффайзенбанке годовое обслуживание карты MasterCard Standard составляет 750 руб.

Кроме метро, согласно сайту Visa, обслуживание по бесконтактным картам payWave есть в «МакДоналдсе» и KFC. Карты PayPass пригодны для оплаты в новосибирских магазинах «Красный куб» и в «Ашане» на Фрунзе, 238, утверждает сайт MasterCard.

Переводить автобусы, троллейбусы и трамваи на оплату посредством бесконтактных карт мэрия пока не собирается, об этом 17 марта сообщил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Сергей Райхман. «Будем использовать существующие транспортные карты, чтобы не вносить сумятицу», — объяснил он.

Начиная с февраля 2016 года по российским соцсетям гуляет фото человека, якобы снимающего деньги с бесконтактных карт ничего не подозревающих пассажиров московского метро. Фотография мужчины, держащего в руке включенный терминал для снятия денег с банковской карты, размещена, в частности, на сайте pikabu.ru со ссылкой на сотрудника «Лаборатории Касперского», который якобы писал о «мошеннике» пост в Facebook, а потом удалил его. «Только что встретил мужика, вооруженного вот этим [терминалом] в поезде метро. Ага, без палева так. Был взволнован. Еще один резон хранить карты PayPass в безопасном месте, лучше экранированном», — цитирует «утраченную» запись pikabu.ru со ссылкой на TJournal.

Банковские эксперты посоветовали не поддаваться панике и критически оценивать подобные страшилки — ограбить держателя бесконтактной карты, используя специальный терминал, не так уж просто. «Этот тип противоправных действий крайне маловероятен, так как, во-первых, терминал и карта должны быть на расстоянии 1–2 см друг от друга на протяжении некоторого времени. Обеспечить такое в общественном транспорте, не вызывая подозрения, практически невозможно. Во-вторых,

все терминалы оплаты, в том числе принимающие бесконтактные платежи, зарегистрированы банками, которые эти терминалы обслуживают, на юридические лица. Выявить злоумышленников и вернуть средства не составит труда», — объяснили специалисты Райффайзенбанка.

Если бесконтактных карт в кошельке более одной, скорее всего, деньги не снимутся ни с одной из них. Кроме того, кошелек — его толщина и материал — могут играть экранирующую роль, что тоже может препятствовать взаимодействию карты и терминала, добавил Сергей Брынин.


Анна Наумцева
Фото Татьяны Кривенко

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА