Поликлиники сливают

Обычные новосибирские поликлиники превратят в территориальные медицинские объединения — НГС.НОВОСТИ узнали, во что это выльется для горожан

Поликлиники сливают

Министерство здравоохранения Новосибирской области разрабатывает реформу поликлиник. Их могут укрупнить, а административный персонал сократить. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, чем рискуют горожане и будут ли они проводить в очередях к узким специалистам еще больше времени.

Документы с предложениями по реформе медицинских учреждений, подведомственных областному минздраву, НГС.НОВОСТИ передал один из депутатов Законодательного собрания Новосибирской области, попросивший об анонимности. Реформа действительно обсуждалась на коллегии ведомства, подтвердил заместитель министра здравоохранения Ярослав Фролов: «Мы сейчас этот вариант прорабатываем очень и очень скрупулезно».

В списке на объединение — более 20 учреждений, в том числе детские и «взрослые» поликлиники и 7 больниц, говорится в документе.

Например, в Советском районе к поликлинике № 2 на Морском проспекте предлагается присоединить поликлинику № 14 (ул. Демакова) и горбольницу № 35 (ул. Арбузова), в Ленинском — к поликлинике № 24 на ул. Станиславского — поликлинику № 28 (ул. Связистов).

Таким образом, в регионе впервые появятся так называемые территориальные медицинские объединения (ТМО), к которым будет прикреплено в разы большее количество пациентов, чем сейчас: от 65 тыс. горожан в Дзержинском районе до 157 тыс. — в Заельцовском. При этом число терапевтических участков сохранится, а сами врачи будут принимать пациентов на том же месте.

Укрупненные поликлиники получат и объединенные бюджеты, что позволит им «оптимально и оперативно участвовать в торгах», продолжает Ярослав Фролов. По его словам, медучреждения участвуют в торгах по закупке лекарственных средств и расходных материалов, а крупные заказчики могут позволить себе отбирать более выгодных поставщиков по цене, объему и качеству товаров и услуг.

Но есть и желание сэкономить, признают чиновники. «Создание ТМО — это одна из тенденций в современных экономических реалиях», — говорит Ярослав Фролов.

Укрупнение может привести в первую очередь к сокращениям бухгалтеров, экономистов и управляющего персонала на уровне заместителей главврачей, а оставшимся специалистам этой категории будет сложнее управлять кратно увеличившимися коллективами, говорит участковый терапевт одной из поликлиник в Заельцовском районе.

Реформа может обернуться также ростом нагрузки для врачей, которых и так не хватает: в 2014 году областной минздрав оценивал укомплектованность поликлиник врачами и средним медперсоналом лишь в 70 % (данные аналитической записки к отчету за 2014 год о ходе реализации ведомственной целевой программы«Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013–2017 годы»).

По словам терапевта, в случае укрупнения поликлиник неполному штату терапевтов придется «подхватывать» бóльшие по числу пациентов территории, в том числе разбросанные друг от друга.

«Нельзя увеличивать нагрузку на врачей. Нагрузка мегабольшая. Практически все врачи работают на ставку-полторы, иногда две. Нужно оставить как есть», — считает депутат горсовета Новосибирска, травматолог и председатель НП «Союз медиков» Олег Шестаков. «Где-то объединение оправдано, где-то категорически нежелательно, поэтому надо каждую конкретную ситуацию смотреть», — говорит Владимир Ярохно, главврач горбольницы № 34, к которой, по данным НГС.НОВОСТИ, могут присоединить сразу три медучреждения. «У меня своей работы хватает: у меня есть своя маленькая поликлиника, где 100 % населения удовлетворены качеством оказания [медицинских услуг]», — рассказал Владимир Ярохно. По данным сайта ГКБ № 34, в ее поликлиническом отделении работает один участок, к которому прикреплено 3290 горожан.

Наибольшие опасения вызывает доступность лабораторных исследований и узких специалистов, ожидание приема у которых уже сейчас достигает 14 дней, говорит депутат Заксобрания Андрей Жирнов, избранный в Заельцовском районе и знакомый с предложениями минздрава. Депутат опасается, что горожанам, в том числе пожилым, придется чаще ездить за этими услугами в удаленные от своего места жительства поликлиники, входящие, тем не менее, в одно ТМО. «Это противоречит просьбам жителей, которые и сейчас хотят увеличения числа поликлинических отделений в шаговой доступности», — отмечает Жирнов.

«Опыт ТМО позволяет сфокусировать в конкретном учреждении определенное количество узких специалистов, создать определенную концентрацию медицинской техники, определенные финансовые ресурсы, — возражает Ярослав Фролов. —

Когда возникает вопрос, что в этой поликлинике по каким-либо причинам — декрет или отпуск — нет узкого специалиста, у нас есть возможность перераспределения, ротации [специалистов]. То же самое с лабораторно-диагностической техникой — возможность ротации в пределах ТМО».

Кроме того, решение по объединению медучреждений еще не принято, подчеркивает чиновник из минздрава. Изменения инициированы не минздравом, они еще будут обсуждаться, и вполне возможно, что и на публичных слушаниях, добавляет чиновник: «Исходить будем из принципа доступности [первичной медицинской помощи]».

Расходы областного бюджета по статье «Здравоохранение» в 2016 году запланированы в размере 19 млрд руб. (–5,7 % к прошлому году), а общий долг Новосибирской области к 1 марта увеличился до рекордных 49,4 млрд руб.

«Регионы поставлены в сложные условия. С одной стороны, доходная база не растет так быстро, как раньше, с другой — сохраняются высокие обязательства в социальной сфере, — рассуждает заместитель директора S&P, глава департамента «Государственные и муниципальные финансы» Карен Вартапетов. — Резервы изыскиваются внутри региональных бюджетов за счет перераспределения расходов или оптимизации. Такая оптимизация расходов идет абсолютно во всех регионах».


Михаил Руднев
Фото РИА Новости, Алексей Мальгавко
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НГС.АВТО
НГС.РАБОТА