NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

762мм 47%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город «Можно было 300 % прибыли срубить»

«Можно было 300 % прибыли срубить»

Коммерсанты поставили памятник челнокам — они спасли город в 90-е, торгуя на морозе и делясь с бандитами, а теперь стали богачами

В День города Бердска, 5 сентября, открылся новый памятник: в листовой стали и немного в латуни владельцы нового рынка решили увековечить челноков — продавцов родом из 90-х, которые каждую неделю таскали на себе товары в Сибирь из-за границы. Скульптор нарядил их в спортивные костюмы и придал образу усталости — реальные экс-челноки, сделавшие с тех пор серьезный бизнес, рассказали, как чувствовали себя в те годы на самом деле. О том, кто и почему решил увековечить память двигателя российской экономики 90-х, и воспоминания челноков — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Памятник героям 90-х — торговцам-челнокам — открыли 5 сентября в Бердске, приурочив это событие ко Дню города и открытию по такому случаю нового городского рынка. Как рассказал НГС.НОВОСТИ один из инвесторов строительства здания нового рынка, директор холдинга «ПродСиб» Владимир Болтрукевич, проектировщики сами предложили поставить скульптуру у рынка, повторив опыт Центрального рынка Новосибирска (там стоит скульптурная группа «Продавец и покупатель»). А чтобы не повторяться, изваять решили челноков. Заказчики согласились — в здании рынка нашлось немало тех, кто в 90-х и сам ездил за товаром в Китай, Турцию и прочие страны.

Автор скульптуры — мастер Эдуард Добровольский из Барнаула (композицию «Продавец и покупатель» в 2011 году сделал тоже он).

«Я полоски на штанах сделал, но значок "Адидаса" крепить уже не стал, чтоб рекламу не делать», — смеется автор. Сделана композиция из листовой стали на проволочном каркасе, руки и головы выполнены из латуни. Весит она около 150 кг, поскольку внутри полая. Делать лица, признался скульптор, было сложнее всего — на всю работу, вспомнил он, у него ушло целых 4 месяца.

Старт челночному бегу с клетчатыми сумками наперевес за границу и обратно на рынок дал принятый в 1986 году закон СССР «Об индивидуальной торговой деятельности». Бурный рост челночной торговли и формирования внутренних рынков начался в 1992 году, когда произошла переориентация «значительной части "челноков" на дешевые китайские товары», отмечают экономисты Нина Капралова (ГУ-ВШЭ) и Лариса Карасева (МГУ) в научной статье «Челночный бизнес в российской экономике: роль и оценка масштабов».

«Крупные торговые центры, такие как Москва, Новосибирск, становятся перевалочными базами для региональных торговцев. Для обслуживания основных направлений "челночных" маршрутов организуются специализированные чартерные рейсы. По оценкам туроператоров, "челноки" составляли основную долю пассажиров таких рейсов», — отмечают авторы статьи. К 1998 году, по их подсчетам, более 20 % товаров массового спроса в страну ввозили именно челноки-частники.

Новосибирский кутюрье Виктор Феоктистов рассказывает: в 90-х челноки без преувеличения одели весь Новосибирск — за исключением тех немногих, у кого была возможность самостоятельно ездить за границу.

«В то время не было бутиков и торговых центров, все одевались на барахолке — это считалось приличным: поехать всей семьей на выходных и одеться там», — вспоминает он. Именно благодаря челнокам в Сибирь пришла мода на пуховики.

«В Китае в каждом доме стояла швейная машинка, на которой они шили для нас пуховики — качество было так себе. Те, которые поприличнее, привозили из Польши. Ну и из Турции, конечно, — это уже считались элитные пуховики», — отметил Феоктистов. И конечно же, добавил эксперт, благодаря им на местные рынки хлынул поток спортивной одежды, в которой ходили без исключения все. «Помните, наверное, все эти поговорки про "Кто не носит «Адидас»" и так далее. Прийти в клуб не в джинсах, а в спортивном костюме тогда было совершенно нормальным», — напомнил кутюрье.

Владелец нескольких строительно-отделочных фирм Андрей Бозеев вспоминает: свою «карьеру» они с женой начинали в 90-х с поездки за костюмами «Адидас» в Турцию.

«Потом был Китай, оттуда можно было до 300 % прибыли срубить, если удачно проскочить таможню. Ну, за минусом "крыши" бандитам, разумеется, — кажется, 15 % они брали.

В Азербайджан, Польшу [мотались], из Болгарии сигареты и очки солнечные возили. Брали все и отовсюду, на обратном пути еще заскакивали в Москву, чтобы втариться дешевыми электронными часами — в то время в Новосибирске и Барнауле на рынках они уходили просто влет за две цены. Зашибенское было время», — вспоминает Андрей. В 2007 году супруги поняли, что обороты торговли падают, распродали остатки товара и все свои точки на рынках и открыли цех по производству кондитерских изделий. Бизнес быстро пошел в рост, дав в том же году несколько миллионов прибыли. «Челнок — это же образ мысли, ты точно знаешь, где что искать и кому это выгодно продать», — улыбается Андрей.

Директор компании «Аристотель» (книжные магазины BOOK-LOOK, «Плиний Старший» и др.) Михаил Трифонов вспоминает — в 90-х он раз в неделю садился в самолет и летел в Москву: «Я на Ярославском вокзале купил хорошую такую сумку, с колесами, плюс был чемодан, в котором лежали пустые рюкзак или сумка. В пятницу или четверг, не помню уже, летел в Москву, там приезжал на "Олимпийский", где покупал книжки, потом ехал в аэропорт — килограммов 120 [за один раз привозил]». Книги тогда пользовались спросом, а всевозможные «Анжелики» и «Богатые тоже плачут» расходились моментально. Половину привезенного Михаил продавал у ДК им. Чкалова, оставшиеся за неделю распродавал на рынках.

«На квартиру, конечно, пришлось года два так поездить, но все остальные вопросы [были решены]», — вспомнил Трифонов.

Позже он и еще несколько челноков-книжников объединились, чтобы возить книги не самолетами, а товарными поездами — так в Новосибирске появилась компания «Топ-Книга».

Руководитель китайского направления компании «Турбюро Новосибирск» (организует шоп-туры в Турцию и Китай) Андрей Бунташов отметил, что портрет челнока кардинально изменился: «В 90-е это были студенты или бабушки, которые начинали ездить вообще без долларов, за год успевали съездить по сто раз и купить квартиры. Их были миллионы — сейчас таких единицы. Сейчас челнок другого плана — с блокнотом, почти в галстуке, приезжает на Центральный рынок или к кому-то в офис, заказывает, и ему контейнером товар привозят. Его челноком уже назвать нельзя, и таких остались единицы». По словам собеседника, существенно изменилась и география поездок. «В то время была вся Прибалтика, Польша, Белоруссия, Китай и Турция. А сейчас остались только два направления: Турция — для европейской части страны, а все остальные едут в Китай», — констатировал Бунташов.

Александр Агафонов

Фото Константина Ощепкова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления