Жители центральных улиц города регулярно жаловались Госавтоинспекции и мэрии на невыносимый шум ночных гонок мотоциклистов, неизбежный с наступлением тепла. «Шум разносится на несколько кварталов от Красного проспекта и мешает жителям спать, будит маленьких детей», — гласит одна из жалоб на муниципальном портале Новосибирска, появившаяся 20 мая.
В начале июня городские власти и ГИБДД вняли просьбам новосибирцев, возмущенных ночным грохотом мотоциклов в центре города, и расставили на дорогах запрещающие знаки. Теперь байкеры обязаны избегать по ночам Красного проспекта и ул. Первомайской. Что думают о запрете сами мотоциклисты и их авторитет, зачем вообще нужен байк в сибирском городе и почему ездить по центральным городским магистралям считается показухой — в материале НГС.НОВОСТИ.
Комиссия из сотрудников департамента транспорта мэрии и ГИБДД решила наконец внять страдающим от вынужденной бессонницы жителям и запретила мотоциклистам ездить с 22 часов до 7 часов утра по Красному проспекту (от ул. Свердлова до ул. Сибревкома и от ул. Фрунзе до ул. Орджоникидзе) и ул. Первомайской (от ул. Героев Революции до ул. Эйхе) в Первомайском районе.
«Данная мера принята в связи с многочисленными жалобами граждан на шум от проезжающих мотоциклов, мешающий отдыхать в вечернее и ночное время», — пояснили в отделе пропаганды ГИБДД, отдельно уточнив, что на Красном проспекте мотоциклисты шумят не только в процессе езды, но и просто собираясь на ныне запрещенных для них участках дороги. Пока что комиссия не решила, будет ли запрещать мотоциклистам еще какие-либо улицы в ближайшее время, но собирается она каждую неделю — если будут обоснованные жалобы на конкретные улицы, то эксперты, посовещавшись, смогут ограничить и на них движение. Сейчас на муниципальном портале уже появились жалобы на грохот мотоциклов на Советской и Дуси Ковальчук.
Обычно «центровые» байкеры собираются около «Русских блинов» у ГПНТБ, на набережной Оби, пл. Ленина, вдоль Красного проспекта и около ларька с хот-догами на СГУПС. Как рассказал мотоциклист с 4-летним стажем Алексей Гац, традиционный городской маршрут — «по мостам», сейчас он сместился в сторону Бугринского моста. «Как правило, покатушки и происходят за городом — едем "на самолет" в Толмачево, в Академ на "Звезду", на Шлюз, на Северный объезд», — описал он. Команды байкеров, одномоментно отправившихся с точки сбора, могут насчитывать до 40 человек.
«В целом мне непонятна позиция людей, купивших квартиры на магистрали и желающих лесной тишины. В городе достаточно много заряженных "Фориков", даже "Приор" с прямотоками достаточно. В итоге жителям особо тише не станет, а неудобства для мотоциклистов очевидны. Опять же объезжать Красный придется по Советской, и тихий центр станет громче», — сообщил Алексей Гац.
С ним солидарны многие байкеры, считая запрет бессмысленным и даже ущемляющим права мотобратьев, поскольку в Новосибирске «не так уж и много улиц с хорошим асфальтовым покрытием». По словам Константина Плаксина (стаж 3 года), большинство ездят со стандартными глушителями, гораздо больше шума доставляют рейсеры, а не мотоциклисты. «Красный проспект — не спальный район, а из-за недовольства жителей, вызванного шумами вечернего трафика, не выход запрещать движение именно мотоциклистам», — прокомментировал Плаксин.
Мотоциклистка Елена Кравцевич (стаж 5 лет) отмела стереотип, что байкеры гоняют только по городу — едут и по сибирским трассам, например, в Барнаул и дальше, за границу. Однако дальние поездки — не на каждый день, поэтому обладатели мотоциклов, занятые работой с утра до вечера, вынуждены по будням кататься в черте города. «В любом случае — ну пусть власти построят треки для мотоциклистов. Тут запрет, здесь запрет…», — добавила она.
Впрочем, не все возмущены нововведением. По мнению Андрея Романова (стаж 7 лет), мера и вовсе положительная, поскольку в городских поездках «никакого смысла, кроме показухи». Он пояснил, что, кучкуясь в центре города, молодые мотоциклисты таким образом хвалятся новой техникой и спецодеждой, а также знакомятся с красивыми девушками. Удовольствия от быстрой езды в центре не получить — «обязательно помешает какая-то машина», уверен опытный байкер.
С ним согласен и безусловный авторитет среди новосибирских мотоциклистов Константин Нельзин, президент новосибирского мотоклуба «99 %» и организатор фестиваля «Обская волна». Он заметил, что проблему гонщиков по Красному проспекту одними знаками не решить: «Люди, которые ездили с нарушениями громкости выхлопа, как правило, ездят на транспортных средствах, не зарегистрированных в установленном порядке».
Нельзин добавил, что для нарушителей «этот знак висячий» ничего не значит, и они так же продолжают гонять по Красному проспекту. Так что, по мнению мотоактивиста, страдать будут только законопослушные мотоциклисты, которые живут либо работают в районе Красного проспекта.
В ГИБДД констатировали: количество мотоциклистов с каждым годом увеличивается, как и число аварий с их участием. Так, за 2013 год было выдано 781 водительское удостоверение категории А (мототранспорт), а за 2014-й — 855. В этом году в Новосибирской области произошло уже 59 ДТП с мотоциклистами, в которых 12 человек погибли — а за аналогичный период прошлого года погибли только двое.
Меняется и социальный портрет мотоциклиста — новые байки все чаще приобретают состоятельные люди за 40–50 лет: банкиры, предприниматели, руководители организаций и их дети, сошлись во мнениях в компании «Панавто» (официальный дилер Yamaha Motor CIS) и в новосибирском салоне «Harley-Davidson Новосибирск». «Это люди, которые увлекаются активными видами спорта: снегоходами, спортивными машинами, вертолетами. Для них это в той же линейке развлечений стоит», — отметил генеральный директор салона Harley-Davidson Роман Гречухин.
По его мнению, помимо статуса мотоцикл помогает бороться с напряженным дорожным трафиком. Сейчас бóльшая часть рынка — это дорожные мотоциклы, меньшим спросом пользуются спортивные, на третьем месте — чопперы, оценили в «Панавто», отметив, что берут мотоциклы в среднем от 700 тыс. руб. и выше. Константин Нельзин же обратил внимание, что кризис для мотоциклистов незаметен — техника, становясь все более новой и дорогой, раскупается довольно быстро. «Не на последние деньги берут», — заключил мотоактивист.
Мария Морсина
Фото Кости-XAN (1, 5), Елены Воробьевой (2), Елены Кравцевич (3, 7, 9), Алексея Гаца (4), Татьяны Кривенко (6, 11, 13), Анны Золотовой (8, 12), Марии Каргаполовой (10)