Первым тяжелым ДТП в 2015 году в Новосибирской области стала страшная лобовая авария на дороге в аэропорт «Толмачёво», которая в минувшую среду унесла жизни двух сибиряков. Еще три человека оказались в больнице с тяжелыми травмами. По версии ГИБДД, водитель корейской иномарки заснул за рулем и выехал на встречную полосу пустой дороги — и тут же столкнулся с ехавшим из аэропорта таксистом-частником. Ехавшие на передних сиденьях мужчины погибли моментально, а непристегнутых пассажиров с заднего сиденья удар сбросил на пол и затолкнул под кресла. Подробности жуткой аварии, динамика смертельных ДТП на дорогах Новосибирска и попытка понять, почему сибиряки по-прежнему не пользуются ремнями безопасности — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Тимофей Семешин, 46-летний сотрудник Международного томографического центра СО РАН, уехал отдыхать в ОАЭ с семьей на новогодние праздники — вернулась на родину семья Семешиных поздно ночью 14 января. Сразу несколько пассажиров рейса «Дубай – Новосибирск» вспомнили, как полноватый мужчина в шортах и майке торопился покинуть самолет после приземления.
Как сообщили в областном управлении ГИБДД, в 4:45 утра водитель Hyundai Solaris ехал по дороге, которая ведет от Ордынского шоссе к «Толмачёво», и на 1446-м км (в районе ТЭЦ-6) столкнулся с Toyota bB. Погибли двое — сам Тимофей, ехавший на переднем сиденье, и сидевший за рулем «Тойоты» водитель.
Еще трое — водитель «Соляриса», а также жена и дочь Тимофея Семешина — оказались в больнице. Девочка в коме, у жены погибшего сломано бедро, у виновника ДТП — множество ушибов и перелом голени. В автоинспекции добавили, что уже завели уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее гибель 2 человек, наказание — до 7 лет лишения свободы). Скорее всего, предполагают в ГИБДД, водитель «Соляриса» заснул за рулем — точную причину трагедии установят следователи.
Водитель-частник Сергей Бессонов, который в ту ночь вез пассажира в «Толмачёво», не согласен — ему показалось, что водитель «корейца» был неадекватен, но не спал.
Сергей догнал черный «Солярис» примерно за 5 км до аэропорта, но обгонять не решился — слишком странно вел себя тот на дороге. «Он в принципе ехал неадекватно. Если человек засыпает — машина начинает плавно в сторону уходить. Здесь же такого не было. Такое ощущение, что он с трассы перестроился на обочину и едет», — вспомнил Сергей. Каждый раз, когда впереди начинало маячить установленное на обочине ограждение, «Солярис» выворачивал на трассу — но снова уходил с асфальта, как только препятствия заканчивались. И так — несколько раз. «Человек, с которым я ехал, даже предположил: «Может, его прикалывает по обочине ездить?» — добавляет Сергей. «Кореец», по его словам, ехал со скоростью около 90 км/ч и на сигналы клаксона и мигания фарами не реагировал.
В месте, где произошло ДТП, тоже заканчивались ограждения — но вместо того, чтобы снова уйти вправо, «Солярис» выскочил на «встречку». «Он перестроился, даже секунды не проходит — и лобовой удар», — вспомнил очевидец.
Водитель «Соляриса», по данным ГИБДД, начиная с 2009 года нарушил ПДД 21 раз, последние 7 раз — в 2014-м, причем ни один из выписанных в минувшем году штрафов так и не оплатил, что вынудило автоинспекторов передать его дело судебным приставам. В последний раз на 1000 руб. мужчину оштрафовали 25 октября за непристегнутый ремень.
Сергей Бессонов вспоминает: открыв заднюю дверь «корейца», он обнаружил тело водителя между педалями и сиденьем — если бы тот был пристегнут, он бы явно удержался на месте. Были ли пристегнуты сидевшие на передних сиденьях «Тойоты» мужчины, он не запомнил — посветив фонариком, сразу понял, что они мертвы. Открыть покореженные двери «Тойоты» он не смог — поэтому 13-летнюю девочку без сознания, которую удар буквально вбил под передние сиденья, обнаружили только после того, как врачи достали ее маму. Обе они пристегнуты не были, предполагает Сергей. В обеих иномарках сработали подушки безопасности, однако удар был такой силы, что они оказались бесполезны.
Похороны Тимофея Семешина, сообщила НГС.НОВОСТИ его родная сестра Антонина, состоялись в минувшую пятницу. Кем был погибший водитель «Тойоты», доподлинно выяснить не удалось. «Жена погибшего пассажира на месте ДТП кричала: «Зачем мы поехали на этой машине?!». Скорее всего, частный [извозчик] был», — предположил старший инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения Алексей Толочный. Один из пользователей соцсети «ВКонтакте» на следующий день после ДТП написал, что у погибшего водителя остались две дочери и падчерица.
Данных о том, сколько погибших в ДТП людей не были пристегнуты ремнями безопасности, нет, — такого учета, заметили в ГИБДД, они не ведут. Однако статистика штрафов говорит о том, что сибиряков стали чаще наказывать за это нарушение.
По данным автоинспекции, в 2014 году штрафы получили 18 135 непристегнутых водителей — в 2013-м нарушителей было меньше, 16 300 человек. В ГИБДД также отметили, что это нарушение не относится к числу способствующих возникновению ДТП — поэтому инспекторы обращают на них внимание, но сконцентрированы на более опасных, вроде выезда на встречную полосу или управления в нетрезвом виде.
Директор новосибирского Центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин подтверждает — водители все чаще уверяют его, что ремни не нужны. Многие, признался он, спорят с инструкторами до последнего, считая, что их спасет подушка безопасности. «Они забывают, что подушка безопасности с непристегнутым ремнем ломает челюсти, ребра, нос, переносицу… Показываем видео, как это происходит — в ужас приходят [и больше не спорят]», — рассказал эксперт.
Кроме того, считает он, водителей расслабляют вечные заторы на дорогах города. «Зачем пристегиваться, если я ползу в пробке? Из пробки выехал — и опять попер, забыв пристегнуться. И в итоге привыкает», — описал типичную ошибку водителей Новосибирска Жигулин.
Александр Агафонов
Фото предоставлено УГИБДД ГУ МВД по НСО