Полиция готовится предъявить обвинение 19-летнему сибиряку, который решил подработать один день кондуктором — и отправил в больницу пожилого пассажира. Престарелый мужчина на остановке «Рабочая» возле ТРЦ «МЕГА» попытался задержать автобус, стукнув по нему сумкой. В ответ он получил удар кулаком в лицо и перелом основания черепа. Юный кондуктор может получить 8 лет колонии, однако его коллеги не верят, что парень бил пассажира в полную силу. О том, что случилось в тот день на остановке, кого берут в кондуктора и за что пассажиры автобусов рискуют получить тяжелые травмы от водителей и их напарников — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Сообщить в полицию о происшествии на остановке «Рабочая» решили только в сентябре, а обвинение предполагаемому преступнику до сих пор не выдвинули — несмотря на то что инцидент случился еще 14 августа. Как сообщили в областном управлении МВД, в тот день 19-летний кондуктор автобуса № 12 (1312) ударил 72-летнего пассажира. После чего автобус двинулся дальше по маршруту.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ, опираясь на данные уголовного дела (оно возбуждено по ч. 1 ст. 111 УК РФ — «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), восстановил события того дня. Около обеда автобус № 12 (1312) затормозил возле остановки «Рабочая» — она расположена в 200 метрах от «МЕГИ». К «пазику», который уже отъезжал от остановки, быстрым шагом подходил 72-летний пенсионер. Чтобы остановить автобус, он поднял сумку и ударил ею по задней двери — удар хоть и не разбил стекла, но незамеченным все же не остался. Как рассказали в полиции, из ПАЗа выскочил 19-летний кондуктор, который нанес пенсионеру всего один удар кулаком в лицо. Но хватило и этого — пожилой сибиряк упал на спину, сломав, как выяснилось позже в больнице, основание черепа.
«Он просто разозлился», — объяснили вспыльчивость кондуктора следователи. Пассажиры, сидевшие в салоне, отогнали его от пенсионера и занесли пострадавшего в салон.
Пока одни пытались унять кровь, бегущую по лицу пенсионера, другие вызвали полицию и «скорую». Как рассказали в отделе полиции № 8 «Кировский», через несколько остановок патрульная машина догнала автобус, пострадавшего вывели из салона и передали врачам.
Владелец злополучного автобуса Виктор Сафронов сказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что сам узнал о происшествии лишь спустя неделю, в конце августа. По его словам, 19-летний парень никогда не работал кондуктором на этом маршруте. В тот день, 14 августа, кондуктор-напарник водителя автобуса заболела и выйти на линию не смогла. «И он абсолютно без моего ведома самовольно нашел этого кондуктора в социальной сети «ВКонтакте», чтобы смену не пропускать», — объяснил он. По словам владельца автобуса,
первым из автобуса выскочил водитель — удар он принял за звук столкновения — и вышел посмотреть, кто в него врезался. По его словам, пока мужчина обходил ПАЗ по кругу, кондуктор успел выскочить и затеять ссору с пенсионером.
«Как рассказал водитель, кондуктор пенсионера просто толкнул — и тот осел назад. Какой там перелом основания черепа?» — сомневается в диагнозе пенсионера Сафронов. После этого случая 19-летний любитель подраться больше никогда не работал на маршруте, а водителя оштрафовали. Вся эта история, опасается бизнесмен, может стоить ему права работать на маршруте — ему уже пришлось давать пояснения в мэрии. Про главного фигуранта этой истории — 19-летнего кондуктора на подмену — в полиции не рассказывают практически ничего. Известно, что раньше проблем с законом у парня не было, а обвинение ему до сих пор не предъявили. Сделают это, скорее всего, только в конце сентября. Грозит молодому человеку до 8 лет колонии, но из-за отсутствия пятен в биографии суд, скорее всего, не назначит максимальное наказание.
В полиции Кировского района рассказали, что это происшествие — едва ли не первая драка с участием кондуктора, о которой им известно. Однако корреспондент НГС.НОВОСТИ, опросив перевозчиков, водителей автобусов и кондукторов, пришел к выводу, что такое случается не слишком редко. Проследить, кому чаще достается в битвах перевозчиков и пассажиров, сложно, а мотивы драк поражают воображение.
«Вечером было: зашли двое, сели сзади и семечки на пол харкают, — вспоминает кондуктор одного из маршрутов Светлана С. — Я им: «Че мусорите?», а они в ответ: «А тебе че, сиди, побирушка». Кто первым начал боевые действия, женщина не уточнила, рассказав лишь, что на следующей остановке защищать честь коллеги с монтировкой в руках вышел из кабины водитель. Драка быстро закончилась бегством пассажиров с места событий.
Водитель ПАЗа Андрей Д., работающий на маршруте до Затулинки, припомнил случай, когда его кондуктора ударили в лицо кулаком за сдачу со 100 руб. мелкими монетами. «Ну поцапались: у нас работа сложная, пассажиры нервные нынче. Но руки-то не надо распускать!» — уверен мужчина. Многие признались, что их выводят из себя пожилые люди, которые не успевают заскочить в автобус и стучат по нему сумками или тростью. «У пенсионеров это вообще в порядке вещей, им плевать, что автобус, может, только вчера из покраски, и я из-за него на «десятку» (10 тыс. руб. — А.А.) попаду», — добавил водитель. Драки в общественном транспорте редко становятся широко известными.
Одно из самых громких побоищ случилось 21 февраля этого года — двое пьяных пассажиров рейса № 234 отказались платить за проезд. Водитель пригрозил им дубинкой и сел за руль, в итоге мужчины сцепились с сидевшими рядом студентами. История получила широкую огласку после того, как видео драки попало в интернет: на нем два молодых человека, держась руками за поручни, бьют ногами по лицу нетрезвых пассажиров.
Перевозчики признают, что их отрасль страдает от кадрового голода, в итоге брать приходится всех подряд. «Зарплата не очень высокая — поэтому и нехватка, — поясняет Андрей Голышев, замдиректора по эксплуатации «Новосибирскпрофстрой ПАТП-1» (обслуживает ряд маршрутов на правом берегу. — А.А.). В кондукторы, как правило, идут люди без полезной специальности, чаще — или молодежь, или люди пожилые. «Или на подработку идет приехавшая из сельской местности молодежь. Вечером учатся — днем работают», — добавил собеседник. Директор другого автотранспортного предприятия признался, что у него в штате кондукторов нет вовсе — только водители, которые сами нанимают на роль билетеров своих знакомых или родственников, деля дневную выручку пополам. В день билетеры зарабатывают до 500–700 руб., что делает очень популярной у студентов профессию кондуктора на подмену — в социальной сети «ВКонтакте» есть даже несколько профильных групп, где водители автобусов ищут себе напарников.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)