NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

пасмурно, дождь

ощущается как +9

2 м/c,

с-в.

747мм 85%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Дороги и транспорт Запахло серой

Запахло серой

Сеть автозаправок «Хорос» раскрыла производителя некачественного топлива, но не готова платить штрафы за продажу бензина

100 тыс. руб. должна заплатить государству сеть АЗС «Хорос» за то, что продавала бензин с серой. Владельцы сети АЗС считают, что их наказывают вместо производителей топлива, и называют «неважным» бензин основного поставщика ГСМ в Новосибирск. Ученые опровергают это утверждение и говорят о халатности и возможном умышленном смешивании бензина с примесями розничными продавцами. В результате расход топлива у автолюбителей растет, под угрозой оказываются двигатели машин, в то время как государственным инспекторам стало труднее искать нарушителей закона.

В феврале 2012 года на заправке по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 82, принадлежащей сети «Хорос», в бензине было обнаружено двукратное превышение содержания серы в бензине марки «Супер Евро-98» (вид II для автомобильной техники экологического класса 4). В этом виде топлива серы может быть 50 мг/кг. Фактическое содержание серы составило 100 мг/кг.

Проверку проводили Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) и прокуратура. Результаты проверки были направлены в Арбитражный суд НСО, который постановил оштрафовать «Хорос». Сеть АЗС решение опротестовала, однако Апелляционный арбитражный суд в Томске оставил решение коллег в силе. За серу в бензине «Хорос» должен уплатить государству 100 тыс. руб.

«Хорос» с решением суда не согласен. Не один раз им удавалось доказать свою невиновность в суде, поведал заместитель директора «Хороса» Евгений Данилов. Он считает, что претензии проверяющие направляют не по адресу. Его компания ориентируется на паспорта качества, которые получает при покупке каждой партии. Неважного качества сам бензин омского завода, говорит Евгений Данилов, но купить другой в Новосибирске невозможно.

Новосибирские автолюбители стали заложниками Омского НПЗ, считает руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская: «Еще два года назад у нас были поставки из Ачинска и из Сургута. Сейчас в Новосибирске бензин только омский. Повлиять на ситуацию в регионе на местном уровне невозможно. Что-то изменить можно только на уровне Правительства РФ».

Начальник отдела (инспекции) по НСО СМТУ Росстандарта Надежда Слесарева пояснила, что продавцы вольно трактуют закон. В процессе реализации топлива по закону они несут солидарную ответственность за качество вместе с производителем. А есть еще и посредники, и нефтебазы, где топливо хранится. А сами АЗС должны уделять больше внимания качеству и, например, чистить резервуары.

Сера в бензине остается в процессе переработки нефти. «В бензине Омского НПЗ содержание серы всегда будет выше, чем, например, в бензине Ачинского НПЗ. Это особенность производства. На ОНПЗ применяется крекинг. При этом процессе допускается высокое содержание серы в нефти. На Ачинском НПЗ применяется риформинг. Если там будет много серы, то завод просто встанет», — объяснил старший научный сотрудник Института катализа СО РАН, к.х.н. Олег Климов. Он уверен: ни один завод не выдает на рынок плохой бензин. И по содержанию примесей, и по октановому числу производители всегда делают «запас прочности». Но путь от производителя до бака автомобиля долог.

По мнению Олега Климова, если в цистерне или бензовозе до перевозки бензина возили, например, дизтопливо, содержание серы в котором допускается до 0,5 %, то в бензине содержание серы повысится в разы.

На расход топлива в автомобиле содержание серы не влияет, объяснил Олег Климов. При сгорании серы с бензином и при соприкосновении с парами воды и кислородом образуются агрессивные серная и сернистая кислоты. Они вызывают коррозию деталей. «Если изначально двигатель рассчитан на бензин стандарта Евро-5 с низким содержанием серы, а ездит он на бензине с высоким содержанием, то он страдает больше, чем двигатель какой-нибудь «девятки», рассчитанный на Евро-2», — рассказал Олег Климов.

Заместитель директора по качеству ОАО «Нефтебаза «Красный Яр» Иван Балакин сообщил: «Я за свою многолетнюю профессиональную деятельность изучал качество бензина из Перми, Сургута, Ачинска, Омска, который поступал в Новосибирск. Омский самый неважный из этих четырех».

Иван Балакин объяснил, что примеси в бензине делятся на три вида: металлы, органические субстанции и спирты. Содержание металлов в бензине, в первую очередь свинца, железа и марганца, по нынешним ГОСТам не допускается. Давно не находили их на новосибирских АЗС и эксперты из СМТУ Росстандарта. Но если кто-то из автолюбителей при замене свечей зажигания увидит, что те окрашены в красный цвет, то они могут быть уверены — в бензине есть железо, заметил Иван Балакин. Марганец в бытовых условиях не выявить, хотя специалист считает, что при контакте с солнечным светом топливо с марганцем может стать бурым.

На расход топлива могут влиять спиртовые «присадки». Их добавляют и производители. Если в результате производства бензину не будет хватать октанового числа, то в топливо могут добавить метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Иван Балакин рассказал, что МТБЭ очень любят в США, там его в бензине не менее 10 %. В России допускается не более 10 %. Если же доля МТБЭ будет больше, то и расход топлива у автомобиля будет больше. Залить МТБЭ можно на любом этапе реализации бензина, а купить его можно на той же бирже, где торгуют топливом.

У недобросовестных продавцов есть море жидкостей, которыми при желании можно разбавить бензин, рассказал Олег Климов. Можно, например, добавить газоконденсат, который стоит раз в 10 дешевле бензина.

На интернет-форумах нарекания по поводу качества топлива получают все без исключения АЗС. Как сетевые, так и независимые. Той же сети «Газпромнефть» достается от автолюбителей не меньше, чем «Хоросу», «Беркуту», «Янтарю» и прочим. Однако есть одна особенность — автомобилисты чаще всего ругают не все сети заправок, а отдельные АЗС.

Экспертам СМТУ Росстандарта выявлять нарушения трудно. О плановой проверке АЗС они должны предупреждать за 3 дня, о внеплановой — минимум за сутки. Надежда Слесарева отмечает: пока не было этих ограничений и инспекторы могли нагрянуть на АЗС внезапно, нарушений выявлялось больше. Сейчас, даже если автолюбитель сообщил о претензиях на следующий день после заправки на АЗС и когда до проверки должно пройти еще не менее 24 часов, с заправки утекает столько бензина, что выявлять становится уже нечего.

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления