NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

зап.

743мм 89%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт Автобусы на грани вымирания

Автобусы на грани вымирания

Утвержденные тарифы на проезд заставили коммерсантов бросать маршруты или сокращать число рейсов

15 марта глава транспортного департамента мэрии Новосибирска Николай Диденко рассказал о том, что после введения новых, пониженных тарифов на проезд 1 января по маршруту № 1999 перестали ходить автобусы. Этот случай не единственный — с начала года перестали функционировать как минимум еще два автобусных маршрута: № 1129 и 1146. По другим популярным маршрутам значительно увеличились интервалы ожидания на остановках. Хаос в транспортной отрасли перевозчики объясняют тем, что пониженные тарифы убивают их бизнес, дополняя убытки от резкого подорожания топлива и высоких ставок по кредитам в банках. Чтобы выжить, автобусы ходят реже и эксплуатируются с техническими неисправностями — на починку нет денег.

Справка: С 1 января 2011 года приказом губернатора Новосибирской области введен предельный тариф для городских автобусов в размере 14 рублей. Ранее на многих коммерческих маршрутах проезд стоил 16 рублей, а на муниципальных — 12 рублей. Ограничение стоимости проезда для маршрутных такси: при длине маршрута до 15 км — не более 15 рублей, при протяженности маршрута более 15 км — не более 20 рублей. Исключение составляют особо длинные маршруты. Также с 1 января 2011 года ограничено количество льготных поездок по муниципальной транспортной карте — до 30 в месяц.

Всего с начала 2011 года в Новосибирске перестало функционировать три автобусных маршрута: № 1999 (с. Кудряши – ул. Земнухова), № 1129 (Юго-Западный ж/м – ул. Демакова) и № 1146 (Северо-Чемской ж/м – ул. Земнухова). Первыми двумя маршрутами владели возглавляемые одним директором компании «Караван» и «Маро», а относительно маршрута № 1146 официальный сайт ЦУГАЭТ сообщает, что конкурс в начале февраля выиграли две компании, однако перевозки они так и не начали. На данный момент ни на одном из трех маршрутов перевозки не ведутся.

Ввиду «плотного графика» директора ситуацию прокомментировал главный механик «Каравана» Василий Еряшев: «За декабрь-январь дизельное топливо подорожало на 6 рублей с литра. Вкупе с вынужденным снижением платы за проезд на 2 рубля это привело к большим финансовым трудностям. Директор распорядился поставить автобусы, уволить всех механиков и водителей». Дальнейшая судьба вышеназванных маршрутов пока неясна. По словам представителя конкурсной комиссии департамента транспорта мэрии Юлии Шевчук, судьбу маршрутов решает уполномоченный орган — если будет принято решение сохранить маршрут, будет объявлен новый конкурс.

Перевозчики, которые пока не отказались от маршрутов, из-за вызванных новыми тарифами финансовых трудностей вынуждены сокращать количество рейсов.

Например, по словам директора компании «Кондор» (маршрут № 1337) Романа Шабалина, на данный момент по маршруту ходит 5 автобусов вместо 11. Ситуацию в компании руководитель объяснил оттоком кадров и ростом цен на запчасти. «После того как с 1 января опустили тариф, все водители с пассажирского транспорта разбежались. Например, если у меня еще недавно работало 70 человек, сегодня осталось всего 20. Зарплаты водителей снизились на 30–35 %. Кто пошел снег убирать, кто на мусоровозные машины, кто на шахты, кто на межгород. Кроме того, за три года запчасти на автобусы подорожали на 200%». Увеличивать интервалы между рейсами из-за оттока кадров вынуждены и в «ГК ПАТП» (маршруты № 1064, 1264 и 1020). По словам директора компании Николая Самойлова, если до введения новых тарифов средняя зарплата водителей составляла 19 тыс. руб., то на сегодня нормой является 13 тыс. руб. в месяц. Роман Шабалин на примере своей компании прогнозирует скорый закат формата «больших автобусов»:

«Сейчас все будет зависеть от банков: кто сможет договориться со своим банком, тот будет работать, кто не сможет — будет уходить с маршрутов. Если ничего не изменится, то через год в городе останется очень мало больших автобусов».

Однако сокращение количества рейсов и проблемы с транспортом после 21:00 — это не полный спектр последствий ценовой реформы для пассажиров. По словам Василия Еряшева, сегодня многие организации эксплуатируют автобусы с неисправностями, потому что нет денег на ремонт. Очевидно, что технические неисправности могут снизить безопасность перевозок.

Противоположный эффект реформа тарифов оказала на муниципальный транспорт. По словам директора МКП «КТО» (19 маршрутов) Владимира Раковского, благодаря новым тарифам доходы предприятия увеличились на 17 %:

«У нас все равно убытки — солярка с декабря месяца выросла в цене почти на 50 %. Более того, у нас 51 % перевозок в год — это льготники. Из-за недавнего ограничения количества поездок льготники стали ездить значительно реже, что также отрицательно повлияло на наши доходы. И водители ко мне не бегут — у меня не хватает 70 человек. Скорее всего, из-за того, что здесь ниже зарплаты. Средняя зарплата водителя у нас равна 13 600 рублей». По мнению Владимира Раковского, выход для новосибирского муниципального транспорта — поднимать стоимость проезда до уровня себестоимости, которая, по его подсчетам, составляет от 18 до 23 рублей на одного пассажира.

Первыми выход из сложившейся ситуации нашли владельцы маршрутных такси — с целью увеличения тарифа в рамках новых правил, маршруты № 1048 и 1016 пошли на продление маршрутов при помощи дополнительных конечных остановок. Стоит отметить, что по данному виду транспорта не ударило резкое удорожание дизельного топлива, так как «ГАЗели» работают на бензине. Одновременно новые тарифы подтолкнули развитие новосибирских троллейбусов — на 2011 год намечена обширная модернизация парка и даже запуск экспериментального троллейбуса на автономном ходу.

Марк Волков

Фото Сергея Ляшко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления