В середине прошлой недели начальник УГИБДД ГУВД по НСО Сергей Штельмах сделал сенсационное заявление о том, что до конца года более чем тридцати автошколам города и области не подпишут разрешение на получение лицензии. Это означает, что каждая четвертая автошкола будет вынуждена приостановить свою работу. К таким репрессивным мерам Госавтоинспекция вынуждена обратиться из-за большого количества дорожно-транспортных происшествий, косвенной причиной которых является именно некачественное обучение водительскому мастерству.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ так и не смог получить «черный» список ни от ГИБДД, ни от департамента образования. Эксперты считают, что его и вовсе может не быть, а заявление Штельмаха — не более чем последнее китайское предупреждение, тем более что на заседании совета по безопасности дорожного движения при губернаторе, которое состоялось в понедельник, 6 октября, было решено пока что улучшать качество подготовки водителей другими методами — совершенствованием методик обучения и матчасти автошкол.
«Недавний пример, — начал свое выступление на пресс-конференции в прошлую среду начальник УГИБДД ГУВД по НСО Сергей Штельмах. — В последнюю субботу сентября на ордынском направлении, в районе поселка 8 Марта, девушка, получившая водительское удостоверение две недели назад, грубо нарушает правила дорожного движения, выезжает на встречную полосу и сталкивается с КамАЗом. Погибает сама, погибает ее друг, погибает ее бабушка». Этот и похожие случаи с участием начинающих водителей побудили новосибирскую Госавтоинспекцию перейти к решительным действиям.
«Более чем тридцати автошколам мы планируем приостановить деятельность в этом году», — заявил Сергей Штельмах.
По словам главного гаишника области, качество подготовки молодых водителей является очень серьезной проблемой. Много вопросов к инструкторам, среди которых каждый третий младше 28 лет, и есть даже те, которым не исполнилось и двадцати. В качестве основного доказательства низкого уровня подготовки в Госавтоинспекции приводят удручающую статистику: в Новосибирской области с первого раза сдают вождение только 23 % курсантов. При средней цифре по России — 67 %.
По словам ведущего специалиста Управления лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и контроля администрации Новосибирской области Натальи Шмидт, всего в городе и области работает 130 автошкол. Кому планируется не продлить лицензию, она не знает. Не знает этого и ее начальник Александр Евсеев, возглавляющий лицензионную комиссию департамента образования. «Отобрать лицензию можем только мы, потому что мы ее и выдаем, — поясняет он. — У ГИБДД только надзирающие функции».
При этом оказывается, что даже если у ГИБДД есть объективные претензии к автошколе в виде низкого процента сдачи экзамена на вождение или обширной статистики ДТП у ее бывших курсантов, то при наличии всех необходимых документов у автошколы она все равно получит лицензию. К таким документам относятся устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документы на автомобили, преподавателей, мастеров, договор аренды или собственности на помещение, где располагается автошкола, заключение СЭС, пожарных и акт обследования материально-технической базы органами ГИБДД.
Вообще в департаменте образования Новосибирской области, отвечающем за выдачу лицензий автошколам, скептически отнеслись к идее ГИБДД. «Даже такой «козырь», как низкий процент сдачи экзаменов, я не считаю объективным показателем», — говорит Александр Евсеев.
По данным департамента образования НСО, теоретический экзамен с первого раза сдают 90–95 % курсантов, вождение на автодроме — 70–80 %, а в городе с инспектором показатель резко падает до 20 %.
«Половина курсантов имеют высшее образование, ну неужели они так плохо обучаются?» — задается вопросом Евсеев и предлагает, как в Челябинске, принимать экзамены на автоматизированном автодроме с видеокамерами без вмешательства инспектора. «Если бы автошколы плохо учили, то нам бы жаловались сами получатели образовательных услуг. А они не жалуются», — говорит Александр Евсеев.
С выводами ГИБДД не согласились и сами автошколы. В частности, генеральный директор автошколы «Фаворит» Игорь Коганицкий заявил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что многое зависит и от самого курсанта, и от пропускной способности новосибирских дорог, и от системы в целом. «А еще я бы обратил внимание на воспитание школьников и их родителей, — говорит Коганицкий. — Когда мама переходит с ребенком улицу на красный свет, она уже показывает ребенку, что так делать можно. И с таким сознанием он потом приходит в автошколу получать права. Попробуйте теперь за несколько месяцев переломить ему сознание».
Андрей Ткачук
Фото newsby.org