Распродажи стартовали в минувшую субботу. Для людей, приезжающих сюда целенаправленно на шопинг со скидками, это подобно отмашке флажка, возвещающего о начале четырехнедельного марафона — забега по бутикам, торговым центрам и аутлетам города. О том, как разные национальности подходят к процессу шопинга, — в моих путевых заметках сегодня.
Конечно же, распродаж ждут все. В том числе и местные жители. Отчасти поэтому распродажи официально стартуют на выходных — чтобы работающие здесь люди имели возможность первыми прикоснуться к самым интересным вещам по самым выгодным ценам. Итальянцы любят шопинг. Для них этот процесс неразрывно связан с удовольствием, с поиском нового взгляда на себя. Фокус внимания при этом смещен с конкретного результата на получение положительных эмоций от шопинга. Здесь часто можно видеть, как две-три итальянки, остановившись у витрины магазина, живо обсуждают понравившуюся вещь. Крайне захватывающий процесс. Для итальянцев шопинг — это праздник.
Китайцы приезжают небольшими группами и закупаются огромным количеством сумок Prada, Gucci, Louis Vuitton, Fendi. У меня сложилось стойкое ощущение, что оригиналы сумок покупаются с целью дальнейшего тиражирования. Чтобы копия была ничуть не хуже, а возможно, и лучше оригинала. Такое, кстати, уже бывало. Для китайцев шопинг — это способ заработать.
Наблюдая за русскими на распродажах, я четко понимаю значение глагола «тариться». (Хуже нас в этом смысле только американцы, сметающие витрины и натурально затаптывающие друг друга до смерти в погоне за дешевым товаром.) Но я понимаю, откуда «ноги растут». Да, именно оттуда, из нашего советского прошлого, когда одежда по ту сторону железного занавеса была столь недоступным и манящим предметом вожделения. Фарцовка приравнивалась как минимум к антисоциальному поведению. А те счастливчики, кому удавалось побывать за границей, «затаривались» там по максимуму. Чтобы и себе, и детям, и друзьям хватило. Времена прошли, а рефлексы все еще живы. Вчера в аутлете столь популярных у наших женщин сумок Furla наблюдал, как дама, уже подмяв под себя три сумки, звонила на родину с вопросом: «А тебе красная сумка нужна? Но она такая красивая! Ладно, возьму!». И с этими словами она берет бордовую сумку с полки и с видом охотника, которому улыбнулась удача, отправляется на кассу. И, глядя вечером на 12 сумок моего клиента, доверху наполненных одеждой и обувью, я понимаю, что для русского человека шопинг — это все еще поиск оптимального сочетания цены и качества, которое у нас в стране пока не найти.
Фото thinkstockphotos.com