Наука Под Новосибирском нашли древние курганы с захоронениями скифских времён

Под Новосибирском нашли древние курганы с захоронениями скифских времён

Тысячелетние насыпи скрывались под обычным полем

Археологические раскопки продлятся ещё две с половиной недели

Археологи обнаружили в Карасукском районе Новосибирской области несколько древних курганов, которые предположительно относятся к скифскому периоду.

Археологические исследования в этом месте проводят учёные из Института археологии и этнографии СО РАН, рассказали в администрации Карасукского района.

По данным районной администрации, учёные провели разведку в районе деревень Чернокурья и Новая Курья и обнаружили несколько новых археологических объектов, в том числе погребальных.

«К сожалению, <…> погребальные сооружения были частично нарушены грабителями, воронки от проникновения которых хорошо видны в центре курганов. Кроме того, стало очевидно, что часть курганных насыпей подверглась полной распашке во время освоения целинных земель в советский период, а значит, археологические комплексы — могилы и рвы — скрыты под ровным слоем пашни и не могут быть найдены без применения специальных методов», — сообщили в администрации района.

В итоге археологи вместе со специалистами из Института геологи и геофизики СО РАН начали крупномасштабную геофизическую работу на курганном могильнике, который расположен к югу от деревни Новая Курья. В общей сложности специалисты охватили геофизической съемкой 23 тысячи кв. м.

«Их целью, с одной стороны, был поиск археологических объектов, не выраженных в современном рельефе, с другой стороны — определение основных элементов и внутренней структуры курганов. Полученная геомагнитная карта оправдала их ожидания: количество археологических объектов оказалось гораздо больше, чем восемь визуально зафиксированных курганных насыпей. Часть из них — это полностью распаханные "уменьшенные копии" больших курганов», — сообщили в районной администрации.

По её информации, все эти древние усыпальницы построены по единому стандарту. В центре насыпи расположена могила, которая окружена одним или двумя рвами с проходами, ориентированными по сторонам света.

«Благодаря этой информации о внутреннем устройстве курганов уже можно предполагать, что они были возведены в скифское или даже раннескифское время — ранний железный век (около 2,5–4 тысяч лет назад)», — пояснили в администрации района.

Учёные предполагают, что найденные курганы относятся к скифскому или даже раннескифскому периоду

Чтобы более точно определить возраст этих захоронений, учёные должны провести дальнейшие раскопки, проанализировать находки и остатки сооружений.

«Археологические раскопки по приказу продлятся до 25 августа. <…> Сельхозпредприятию, где проводятся исследования, будет разослано уведомление о прекращении почвообрабатывающих работ, на таких участках будет разрешена только поверхностная работа — скашивание многолетних трав», – добавили в администрации района.

Ранее новосибирские учёные отчитались о результатах раскопок, которые проводились на территории микрорайона «Европейский Берег» летом 2017 года, — они нашли артефакты, которые не встречаются больше нигде в Сибири.