С ребенком постоянно происходят какие-то события, обучающие его различным вещам, позволяющие извлекать уроки из самой жизни.
Например, когда ребенок таскает кошку за хвост, а та его царапает, маленький человек обучается обращению с домашним питомцем. Или, когда школьник откладывает уроки на поздний вечер, в конечном итоге не успевает сделать что-то важное, учится распределять ресурсы своего времени.
Родители могут способствовать этому процессу, а могут, наоборот, тормозить его, лишая ребенка своими действиями возможности обучиться. Как это происходит?
Мама говорит ребенку собрать игрушки. Ребенок оттягивает этот момент так долго, как только может: его лежащие ровным слоем на полу кубики-лего, мелкие и крупные машинки совсем не беспокоят. Мама напоминает раз, напоминает другой... Вдруг к ней прибегает плачущий ребенок: случилось страшное — он запнулся о любимую машинку, подаренную бабушкой, и сломал ее! Это важный момент, в результате которого ребенок мог бы понять, как полезно собирать игрушки своевременно. Понимание здесь во многом зависит от действий, которые предпримет мама. Итак, ребенок проигнорировал указание мамы, за что был наказан поломкой любимой машинки, и пришел к маме за сочувствием. Что в этой ситуации ответит мама? Какая ее реакция будет наиболее закономерной?
Самое сложное в этот момент для мамы не выразить злорадства: я тебе говорила! Если бы ты слушал маму и собирал вовремя игрушки, с твоей машинкой все было бы в порядке! Это невероятно сложно, но того стоит. Потому что если мама не возьмет себя в руки и позлорадствует, расстроенный ребенок начнет обижаться на нее вместо того, чтобы делать выводы: я пришел к маме, чтобы она меня пожалела, мне плохо, а она еще больше меня обижает, говорит, что это я во всем виноват — мама злая! В этом случае ребенку трудно будет извлечь урок, он для этого будет слишком расстроен и обижен.
Поэтому так важно посочувствовать ребенку, помочь ему успокоиться, посмотреть, можно ли спасти машинку, провести исследование произошедшего: так, когда ты запнулся, машинка лежала где? Здесь. Обычно она лежит вот на этой полочке. Понятно, почему так произошло — ты же не ожидал ее здесь встретить, раз она должна быть в другом месте...
Возможно, таких ситуаций ребенку потребуется некоторое и даже достаточно внушительное количество, чтобы извлечь урок. Но мысль о том, что если игрушки убирать своевременно, тогда они будут в сохранности, будет его собственная, а не привнесенная мамой. Это будет очень крепко усвоенное знание.
Фото thinkstockphotos.com