NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

760мм 96%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Он и она HE - статьи - Портрет Мужской разговор: я — не зашоренная лошадь

Мужской разговор: я — не зашоренная лошадь

Молодой, красивый и амбициозный иностранец возглавил главный символ города

Самым значительным событием в культурной жизни начавшегося 2012 года стало, без сомнения, представление Новосибирским оперным театром своего главного дирижера и музыкального руководителя уже в официальном статусе. Молодой латыш Айнарс Рубикис приехал в Новосибирск на смену легендарному Теодору Курентзису, который в прошлом году покинул НГАТОиБ, переехав в Пермь. Новый дирижер своими соображениями на счет того, какой может быть современная опера, уже вызвал бурю как восторженных откликов, так и негодования. Кто же этот молодой и амбициозный латыш и что грозит новосибирскому оперному, корреспондент he выяснял в эксклюзивном интервью с Айнарсом.

Справка: Айнарс Рубикис — музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ). Официально занял этот пост 1 января 2012 г. По профессии — дирижер. Родился в Риге (Латвия) 14 июля 1978 г. Женат. Детей нет.

Карьера, работа и деньги

Чем вы занимались до того, как приехали в Новосибирск?

Я пел в хоре латышского государственного радио. Как певец, но иногда дирижировал. Также дирижировал в рижской опере. И еще создал свой хор при Рижском государственном университете. Профессия у меня — дирижер: сначала учился в латышской консерватории, а потом — в академии музыки.

Какой школы вы придерживаетесь, если говорить о вашей профессии?

Ненавижу два вопроса: кто ваш любимый композитор и кто любимый дирижер. Ты можешь стать такой «мочалкой» и впитывать все. Но тогда сильно сузишь круг своего зрения, если будешь стремиться стать как кто-то. Станешь, как лошадь, зашоренным. Это не мой путь. Когда я замечаю, что у меня проявляются узнаваемые чьи-то жесты, приемы, я сразу стараюсь от них избавиться.

В музыке есть много традиций и вариантов, как исполнять то или иное произведение. Ты можешь прослушать сто записей и таким образом потерять себя. На репетиции ты будешь уже не самим собой. А вообще в жизни люди часто стараются быть не самим собой, а кем-то. Поэтому в музыке часто встречаются не интерпретации, а имитации. Что касается дирижерской школы, то хорошо, что я учился в Латвии. Здесь сочетаются и русская школа, и европейская.

Что вас сподвигло приехать «в ссылку» в Сибирь?

Борис Мездрич (директор НГАТОиБ. — И.К.). Он приехал ко мне и начал рассказывать о городе и театре. Через час я спросил его: «Да, мне понятно, что происходит в городе и театре, но что вы хотите от меня?». И тогда поступило предложение. Это было неожиданно. Я долгое время обдумывал его.

А после чего надумали?

После первой поездки в Новосибирск в прошлом году в июле. Мы приехали вместе с моим агентом, и нам здесь сразу понравилось.

Были ли у Бориса Мездрича опасения по поводу того, что вы все же — молодой дирижер? Вас же приглашали главным дирижером одного из крупнейших российских театров.

Лично мне было очень страшно. Но это вопрос — к Борису. Он просто постоянно повторял: «Вот так звезды сложились, и мы приехали». Какие звезды? Не знаю… (Улыбается).

Новосибирск для вас — трамплин дальше?

Нет. Я такой человек, кто живет, по большому счету, одним днем. Жить надо так, чтобы вечером сказать: «День удался». Я быстро понял, что этих трех лет (время контракта между театром и Айнарсом. — И.К.) не хватит, чтобы сделать задуманное…

Это сейчас такой намек Мездричу?

Нет-нет… Что для меня этот театр сейчас? Это не просто работа. Это дом, семья. А в доме мы стараемся, чтобы было все чисто, убрано и т.д. По поводу «трамплина»… Я не спортсмен, не лыжник. Я — дирижер. (Улыбается).

Ваш предшественник Теодор Курентзис тоже не спортсмен, но Новосибирск, по сути, стал для него трамплином…

В этом плане у меня есть хорошая вещь — мне не надо об этом думать. У меня есть люди, кто думает о моей карьере: трамплин это или нет, насколько он высокий? Я это сейчас про своего менеджера. А я же просто занимаюсь своим делом.

Вы уже почувствовали настороженное отношение к себе как к «варягу»?

(Задумался). Нет. Но… Наверное, нет у меня времени думать о том, что обо мне подумают другие. Надо быть самим собой — это главное.

Стать дирижером хотелось прямо с детства?

Я начал учиться дирижировать еще в 8-м классе. С детства пел в хоре под руководством Раймонда Паулса. Там получил первые дирижерские азы. А так в детстве мечтал о разном. Например, стать водителем троллейбуса или самолета. Но довольно быстро понял, что без музыки мне никак. Этот «заскок» произошел в консерватории на третьем курсе. Однажды, после поездки на Эдинбургский фестиваль, у меня даже случилась депрессия. Я понял, что создано настолько много хорошей музыки, что не хватит и всей твоей жизни, чтобы ее всю исполнить. И это жаль.

Курентзис, в силу своей неординарности, заполучил в Новосибирске как массу поклонников, так и массу противников. Вы готовы идти в опере нетрадиционными путями?

Сначала надо навести порядок в своем хозяйстве. Пока хватает работы — надо вернуть театр в классическое понимание, чтобы он встал на ноги. Навести порядок. А потом можно ехать в цех, на фабрику и экспериментировать.

После Курентзиса остался беспорядок?

Это не беспорядок. Просто надо пыль стряхнуть…

Пыль осталась от вашего предшественника?

А не знаю. (Улыбается). Это не ко мне вопрос.

«Реквием» Верди, который запланирован в оперном театре на апрель, будет традиционной в плане постановки вещью?

Да. Мы не будем делать визуальные эффекты, экран. Там музыка сама за себя говорит. Не надо вмешиваться, где этого не требуется. Но я не стану копировать Верди. Я же не Верди. У меня нет его скорби, у меня она — своя, я не могу полюбить ту же женщину, которую полюбил бы Верди, и т.д.

Вы можете назвать сумму контракта? (Теодор Курентзис в Перми, по некоторым данным, получает в месяц 10 000 долларов.)

Я не могу разглашать это. (Смеется).

А сколько вам надо денег в месяц для спокойной жизни?

Не думал даже…

Любовь к Родине

Что вы для себя считаете Родиной?

Там, где я родился, — Рига. Это малая Родина. А вообще, где я чувствую дом — там и родина. Вопрос в том, какие люди тебя окружают. Например, мне всегда нравится возвращаться в Бамберг (Германия. — И.К.), там я себя чувствую как дома. Там и люди, и вообще вся окружающая среда такая.

То есть вы себя можете назвать космополитом?

Я, наверное, должен называть так себя.

Каковы были самые первые впечатления от Новосибирска?

Жарко. Очень хотелось спать… А от города? Посередине города — большой слон, который называется театром оперы и балета. Масштаб театра поразил. Запомнилось еще, что юное поколение вот то, что там стоит на улице (речь о Ленине из монументальной композиции перед НГАТОиБ. — И.К.), оказывается, называет Бэтменом. (Улыбается).

А сегодняшнее впечатление от города?

Не изменилось. Очень хорошее. И какими бы ни были морозы, все равно присутствует ощущение тепла. Такие здесь люди.

Мужская дружба

У вас много настоящих друзей?

Нет. Очень мало. Из мужчин — только двое. Один — бывший мой профессор по хоровому дирижированию и еще знакомый актер.

Было, чтобы ради друга — в огонь и воду?

С братом такие вещи случались. Он постарше меня. Мы как-то сблизились последнее время. Наверное, он тоже мой друг. Правда, мы живем разными жизнями, я — творческой, а он более реальной — шофер, занимается перевозками.

Вас предавали?

Да, потому у меня и мало друзей… Это были друзья.

Женщины, семья

Чувствуете к себе активное женское внимание?

Я знаю об этом. И не обращаю на это внимания.

А вы — мачо?

Нет… (Улыбается). Я всегда чувствую, когда у женщины старт… Когда он начинается.

Старт? Что это?

Так мы в Риге говорим. Это — начало флирта. Я всегда это чувствую.

Каковы должны быть отношения между мужчиной и женщиной, чтобы союз был гармоничным, идеальным?

Скажу просто: счастье — оно в порядке всех вещей. Должен быть порядок. В Библии же написано, и довольно просто: женщины должны любить своих мужчин, а мужчина быть главой семьи. Это и есть то, о чем я говорю. Женщина, например, не должна брать молоток и вбивать гвозди.

Вы за демократические отношения в союзе или так, чтобы кулаком по столу: «Молчи, женщина»?

Нет. Должно быть взаимопонимание. Но женщина при этом должна оставаться женщиной, а мужчина — мужчиной. Но это не значит, что надо стучать по столу.

Какой должна быть идеальная жена? Есть такая поговорка, мол, она должна быть кухаркой на кухне, проституткой в постели и т.д.

Я не думал над этим вопросом… Тот любимый человек, с кем ты себя чувствуешь хорошо, кого ты чувствуешь даже издалека, и есть, наверное, то идеальное. Идеальная жена? Ну… Никто же из нас не идеал. Помните, что сказал Иисус про «киньте в меня камень»…

К долгим разлукам с вами в семье нормально относятся?

Да. Привыкли уже.

Путешествия, отдых

Отдыхаете как?

Некоторое время назад я понял об отдыхе следующее: не надо отдыхать после работы, отдыхать надо до работы. Вот лично для меня так: как только я беру первый лист партитуры, так для меня сразу начинается работа. Я стараюсь ездить туда, где нет шума и людей. Потому что работа у меня связана постоянно с людьми. А когда кругом люди, я не чувствую себя потом отдохнувшим. Стараюсь избегать людей, но это не значит, что я забираюсь в какую-то норку. Мне очень нравится Европа. И Латвия с ее природой.

Вспомните свое самое яркое путешествие.

Для меня такими являются все поездки с моей семьей — моей мамой, моим папой… Мы давно делаем такую вещь — садимся в машину и отправляемся на 3–4 дня туда, куда глаза смотрят. Однажды мы приехали в один маленький латышский город Айзпуте. Там один старичок построил целый замок из дерева! Без единого гвоздя. Вот это было для меня!.. (Восторженно качает головой.)

Илья Калинин

Фото Виктора Дмитриева (1, 2), автора (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления