Мы пьем не так, как на Западе. Мы пьем самозабвенно и с размахом. Берем сразу ящик, чтобы не ходить за второй. Наливаем до краев и обижаемся, когда разливающий этих краев не видит. Недаром существует шутка про то, как пьет русский человек: сначала он выпивает то, что хочет, затем — то, что может, и, наконец, — то, что осталось. Что же надо знать о типичном поведении пьяных компаний, а также сколько и чего употреблять, чтобы не потерять лицо и выйти победителем из очередной беспощадной игры под названием «русское застолье»?
Специалисты утверждают, что мы пьем не так, как на Западе. Большинство пьющих компаний у нас играют в своеобразную психологическую игру, которую можно назвать «русское застолье». Умение пить много у нас до сих пор считается признаком большого здоровья и некоего героизма, а агрессивное поведение в пьяном состоянии приравнивается к силе и мужеству. Иногда «русское застолье», если выражаться языком геймеров, превращается в своеобразный шутер, но почти всегда это, прежде всего, — RPG (ролевая игра). Какая роль удостоена тебе в этой игре, стоит узнать заранее.
Скажи, кто ты, и я скажу, сколько ты выпьешь
В пьющих компаниях почти всегда есть четкое распределение ролей. Если рассматривать стандартное застолье, когда в компании все являются знакомыми друг друга, то в этом случае можно выделить два персонажа.
«Это — главный пьющий, главный тостующий… «Лидер по объему» его еще можно шуточно назвать. Который при полном подпитии может уйти в аут, и его место займет кто-то другой. Его функция — попытка объединить всех за столом. Редкое исключение — те компании, где суперлидер не напивается, а упаивает компанию», — заметил психотерапевт и руководитель клиники «Инсайт» Игорь Лях.
Второй персонаж противоположен первому, это — некая роль изолирующегося человека. Он тихо пьет в сторонке, иногда берет на себя роль морализатора: «Пили бы поменьше!». Часто агрессивен по отношению к тем, кто пьет много. Является своеобразным противовесом суперлидера.
Бывают и совсем упертые, кто абсолютно не пьет и пытается образумить товарищей. Но этот тип встречается редко, да и успеха не имеет никогда: такие нравоучения лишь будут раздражать компанию, когда она окончательно подопьет. Остальные участники застолья склоняются или к первой, или ко второй роли.
С кем напьешься — с тем и подерешься
Все коллективы на гулянках «живут» по одному сценарию: чем больше состав и чем больше спиртного, тем больше вероятность распада компании на пары и микрогруппы по интересам. И неважно, какие интересы — шашлыки, автомобили или уборка со стола.
Компания родственников (юбилей, семейное торжество) напивается обычно меньше. Здесь доминируют семейные традиции и существует авторитет так называемых старейшин, которые своим примером задают ритм гулянки. Выпивать больше, чем старший, обычно не принято и может даже осуждаться.
Компания друзей-одноклассников (день рождения, дружеская вечеринка) обычно напивается больше других. Здесь присутствует некая героика пьянки — часть людей начинают хвастаться способностью выпить и успешно это осуществляют.
«А на корпоративах бывает такая расщепленная динамика по алкоголю, так как там есть напряжение — присутствуют начальники и малознакомые люди. Те, кто глушит свое напряжение алкоголем, упиваются даже сильнее, если бы они пили с одноклассниками. А остальные пьют меньше чем, если бы они были с родственниками», — уточнил господин Лях.
С увеличением градуса тупеют даже углы
Тип поведения серьезно зависит от качества и количества спиртного. Есть группа легких алкогольных напитков, которые обычно не пьются, а дегустируются. Это — вино и коктейли. Здесь алкоголь употребляется в меньшем количестве.
Потребители пива больше расположены к героике: выпить на спор пива больше, взять сразу несколько литров на человека и т.д. Такие компании пьют чаще и больше. Пиво — продукт демократический, что подразумевает его постоянное принятие.
Особые тосты и дозирование тут необязательны. Принятие алкоголя в данной компании является фоновым, но в итоге выпивается довольно много.
«Третья группа — потребители крепких напитков. Тут все зависит от культуры этой группы и от социального слоя этих людей. Но последнее время в основной своей массе любители крепких напитков употребляют их очень много… Здесь состояние опьянения является чаще всего целью. И стадия опьянения — от средней до тяжелой», — сообщил психотерапевт.
Не пей, Иванушка, свиньей станешь
Если ты собираешься пить, надо четко помнить — твое поведение станет развязным в любом случае. Это — действие алкоголя. Поэтому, если ты из тех, кто пьет легкие напитки, лучше подходить к процессу гедонистически: брать напитки, которые приятны на вкус, вино можно совершенно спокойно разбавлять водой и т.д. То есть уменьшать объем выпиваемого спирта.
Если ты в компании, пьющей пиво, — не стоит поддаваться на предложения посоревноваться на скорость, объем и т.д. А еще лучше заранее предупредить, что «пивник» из тебя никакой, и пить пиво из мелкой посуды — вместо бокала 0,5 л брать бокал 0,33 л.
Игорь Лях уточнил: «Тут надо быть еще очень внимательным с закусками. Как правило, пиво употребляется со всякими солеными закусками, и тут можно попасться в эту ловушку — наесться соленого и от жажды выпить большой объем пива».
В компании, где пьют крепкие напитки, лучше выпивать не все залпом, а пропускать часть тостов либо не выпивать залпом до дна.
И главное, о чем до сих пор складывается неверное суждение, мол, надо больше закусывать во время выпивки. Большой объем закуски лишь на время откладывает действие алкоголя. Алкоголь подействует не сразу, но, в любом случае, и действие его будет также продолжительным. Поэтому крепкие напитки, за исключением коньяка, пить лучше в виде коктейлей. Опьянение в таком случае наступает хоть и быстрее, но становится краткосрочным.
Илья Калинин
Фото gettyimages.com