Жить красиво хочется всем, но часто это оборачивается попытками сделать из хрущевки дворец. Неадекватную стилизацию архитектор Андрей Буслаев назвал одной из первых в списке запрещенных приемов. Стремление создать «дворцовый интерьер с колоннадой» или хотя бы с одной колонной и чудовищным количеством карнизов в типовой панельной «двушке» на 9-м этаже выглядит нелепо. Любителям «изюминок» он напоминает, что красота в простоте.
Если в Новосибирске начать искать квартиру для покупки или аренды, можно прийти в ужас от того, как горожане обставляют свое жилье. Даже если ремонт не бабушкин и не родом из 90-х с арками в хрущевках, а вполне себе свежий, в домах по-прежнему можно увидеть несочетаемые вещи. По просьбе НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ эксперты составили топ-15 запрещенных приемов в дизайне интерьера и показали, как делать нельзя, если вы не хотите показаться человеком с дурным вкусом.
«Самое ужасное, что можно сделать в интерьере,— это многоуровневые изогнутые потолки, особенно когда внутри изгиба еще натянут глянцевый цветной потолок. Это просто пик безвкусицы», — продолжает Ксения Елисеева, дизайнер компании Alfa-brand. В квартирах с невысокими потолками они съедают пространство. Как советует дизайнер Виолетта Обыскалова, если вы все-таки решили сделать разноуровневый потолок, избегайте радиальных линий и привязывайтесь к планировке помещения и его архитектурным особенностям: выступам, углам, осевым линиям, окнам.
Еще один плохой прием — изображение неба и облаков на потолке. «Результатом становится не только визуально уменьшенная высота помещения, но и нечеловеческая "красота", к которой вообще непонятно как подбирать мебель, освещение, текстиль», — говорит Виолетта Обыскалова. По ее словам, лучше пусть потолок останется матовым, белым и чистым.
Как и гипсокартонная волна на потолке, шторы с ламбрекенами добавляют в интерьер «шика». Дизайнер Татьяна Лейтан предупреждает, что сложные, многослойные шторы уменьшают пространство и количество света и неуместны в типовых квартирах с невысокими потолками.
Часто встречающееся в квартирах зло — неровные, хаотичные линии из декоративного камня. «То ли это желание привнести в интерьер "дух европейских улочек", то ли в этом видится возможность "нестандартно" подойти к вопросу дизайна. Только получается совсем обратная картина: вкусовщина, ощущение пещерности или интерьера придорожного кафе в Барабинске середины 90-х», — рассуждает Виолетта Обыскалова, советуя не делать камень огрызками на стене, а облицовывать стену по прямым линиям. «Если применять, то с деревом, с полной имитацией шале, выбирать более гладкий и крупные варианты», — добавляет Татьяна Лейтан.
Андрей Буслаев запрещает использовать в одной комнате более одного узора, более трех контрастных цветов и более двух декоративных поверхностей, которые создают визуальный перегруз. Он также рекомендует воздержаться от бессмысленных полос и пятен и от ярмарочной пестроты: «Не нужно разукрашивать свое жилище так, чтобы оно было похоже на балаган и цирк. Усталость от многоцветия наступит раньше окончания ремонта». Кроме того, по словам архитектора, для небольших комнат не подходят крупные рисунки и принты, убивающие масштаб.
В список плохих решений Виолетта Обыскалова добавила кухонные мягкие уголки: их криволинейной формы сиденья, обтянутые плюшевой тканью, и столы из ЛДСП неэстетичны. Вдобавок зачастую они тяжелые и неудобные в использовании. Лучше выбрать современные и лаконичные формы стола и сидений.
Также, по мнению дизайнера, плоха мода на барные стойки, которая не хочет проходить на российских кухнях. «Радиусная форма барной стойки, ее притесненное сосуществование между основной линией кухонного гарнитура и обеденным столом, неудобство расположения превратит ее в место захламления ненужными вещами и заниманием ценного пространства, — рассуждает Виолетта. — Необходимость в барной стойке действительно существует, если вы любите выпить на ходу чашечку кофе или заменить полноценный прием пищи небольшим перекусом. Ее можно делать, если площадь кухни и планировка позволяют вписать барную стойку эргономично».
Следует воздержаться от использования в интерьере всех предметов мебели полностью из одного гарнитура. По словам Виолетты Обыскаловой, выглядит это, словно у человека не было ни фантазии, ни сил, ни времени, ни желания пройтись по нескольким салонам в поисках интересных решений, и всю мебель наспех купили в первом попавшемся магазине. Лучше использовать в одной комнате максимум 3 предмета из одной коллекции.
Межкомнатные двери с криволинейными стеклянными вставками и рисунками обычно выглядят безвкусно. «Желание поставить такие двери понятно: это якобы отсыл к прекрасным витражам в старых костелах, через которые удивительно преломляется свет. Лучше сделайте сплошное дверное полотно гармоничных пропорций и поставьте интересные ручки», — продолжает архитектор.
Дисгармонично выглядит радиусная состыковка напольных материалов — по мнению Виолетты, она выбивается из общей геометрии помещения, не поддерживается ни в планировочном решении, ни в функциональном отношении. Лучше делать стыки разных напольных материалов только по прямым линиям, руководствуясь расположением мебели и в соответствии с потолочным решением.
Дизайнер Татьяна Лейтан убеждена, что чрезмерно цветастые кухни смотрятся дешево, а фартук-пейзаж нужно использовать с осторожностью. «Если однотонное стекло на фартуке вас по какой-то причине не устраивает и хочется добавить красок — ориентируйтесь на лаконичные геометрические узоры и линии. Вряд ли фотореалистичное изображение морской волны или ночного Нью-Йорка помогут приготовить борщ вкуснее — а интерьер испортят», — думает Виолетта Обыскалова.
Часто любовь к фотообоям в интерьере усугубляется тем, что на фоне изображений водопадов ставится цветастый дутый диван, и всё сливается в одну цветовую массу. «Фотообои — это уверенная доминанта в интерьере. Чтобы они выглядели гармонично, все остальные предметы интерьера и дизайнерские решения стоит подчинять этой доминанте, — уверена дизайнер Виолетта. — Пусть мебель будет лаконичных форм, однотонная, тогда не будет создаваться ощущение перегруженности и тяжести интерьера».
Еще одним запрещенным приемом архитектор Буслаев называет принцип «Три тополя на Плющихе». «Цифра три — некая "волшебная субстанция" в массовом сознании. Почему-то считается, что если подвесить 3 светильника над столом или 3 полочки на стене, 3 светильничка или 3 картины/фото в раме, то это будет изумительно красиво. Особую "неповторимость" придает, конечно же, расположение этого "три" лесенкой, если речь идет об украшении стены», — говорит Андрей Буслаев.
И, наконец, распространенная беда — захламление интерьера и желание «впихнуть невпихуемое». Сюда можно отнести и страсть заставлять все горшками с цветами, и вазами со статуэтками, и картинами, и мебелью. «Народ любит привозить из разных стран всякие сувениры. Глаза в отпуске у всех горят, берут без разбора, не задумываясь о том, куда они вообще это поставят и как это будет смотреться», — говорит Ксения Елисеева. «Не нужно превращать квартиру в склад. Воздух в интерьере так же необходим, как системы хранения и мебель. Анализируйте, что вам действительно нужно в квартире», — заключает Андрей Буслаев.
Елена Гурьянова
Фото Nazarov&Partners (1), слева fairy-house.ru, справа architizer.com (2), слева potolokspec.ru, справа deniot.com (3), gesh.ru (4), слева euroguru.ru, справа Geometrix Design (5), realty.ngs.ru (6), слева компании «Мир диванов — Мир матрасов», справа laace.org (7), слева rus-img2.com, справа Максима Касымова (8), слева dialog-mebel.ru, справа katie-d-i-d.blogspot.ru (9), слева ООО «Мебель-Стрит», справа Ольги Щербаковой (10), слева «ЕвроСтиль», справа Архитектурное бюро Александры Федоровой (11), слева декор-студии «Рыжик» справа архитектора Audronе Ambrazienе (12), слева remont-dlya-vseh.ru, справа elle.ru (13), depositphotos.com (14, 15)