20–21 мая в новосибирском люксовом универмаге Lukse прошел художественный проект «Разговоры из темной комнаты».
По данным организаторов, «Разговоры из темной комнаты» — это проект немецкого художника и куратора Ханны Хурциг, в Новосибирске проведенный совместно с местным отделением Гёте-института. Жанр проекта организаторы определяют как «перфомативная инсталляция».
Проект исследует тему цензуры и самоцензуры, а также возможность воссоздания уничтоженных текстов. Главными объектами исследования были сожженный Гоголем второй том «Мертвых душ» и протоколы допросов художника Петра Павленского. Он прославился акциями, во время которых зашивал себе рот или поджигал дверь управления ФСБ.
«Разговоры из темной комнаты» проходили с 19:00 до 23:00 20–21 мая на шестом, пустующем этаже универмага Lukse на Серебренниковской.
Затемненное пространство было разделено на несколько площадок: «кухня» (где художники, кураторы, философы и пр. разговаривали о современном искусстве), «кабинет психоаналитика» (где можно было получить за шторкой консультацию психоаналитика о самоцензуре), «театр теней» (где артисты новосибирских театров репетировали постановку по протоколам допросов художника Павленского), зона экспертов, где любой желающий мог поговорить с нейрохирургом, экономистом, режиссером и прочими интересными людьми и т.д. Публика могла, переключая каналы в наушниках, «подслушать» любой разговор.
В организации «Разговоров» было задействовано около 80 человек — от автора концепции Ханны Хурциг и технических работников до экспертов.
Как рассказала PR-менеджер Гёте-института в Новосибирске Елена Носова, в первый день «Разговоры в темной комнате» посетило, по предварительным подсчетам, около 600 человек, во второй день — около 1200. Одновременно в пространстве, где происходил перформанс, могло находиться 300 человек — по количеству наушников. Елена Носова отметила, что во второй вечер (пришедшийся на «Ночь музеев») на улице стояла очередь и все желающие не успели увидеть «Разговоры».
НГС.НОВОСТИ
Фото Александра Ощепкова