Магазин товаров «Продукто!» попал в эпицентр медиаскандала, выложив в соцсети снимок школьника с надписью «Внимание вор» — как выяснилось спустя 2 дня, акцию спланировал и согласовал с магазином сам подросток. Так предприниматели пытались привлечь внимание к проблеме воровства в магазинах, но резонанс получился слишком большим. Меж тем полиция и ритейлеры подтверждают: в магазинах стали чаще воровать, причем некоторые — чтобы банально утолить голод. О том, кто и почему выдумал школьника-вора, кто и что чаще всего крадет из магазинов города и чем отличаются от них шоплифтеры — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Фото мрачного школьника на фоне полок с продуктами появилось в минувшую пятницу в Instagram на страничке магазина «Продукто!» — это небольшой магазин в центре Новосибирска, специализирующийся на продаже модных среди школьников и студентов продуктов и мелочей. Подпись к снимку «Внимание вор» недвусмысленно говорила о том, зачем администрация фирмы его опубликовала.
Фото на следующий день исчезло. «Мы не думали, что будет такой резонанс», — признался НГС.НОВОСТИ основатель магазина «Продукто!» Евгений Бойков, тут же заявив, что все происходящее на самом деле — розыгрыш. О чем магазин сообщил спустя 2 дня, разместив снимок того же школьника с наделавшим шума объявлением в руках. Зачем в таком случае нужно было удалять первое фото, собеседник ответить отказался.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел школьника с фото — им оказался 8-классник одной из школ Центрального района Денис Б., судя по его страничкам в соцсетях — набирающий популярность у сверстников видеоблогер. Подросток подтвердил, что всё произошедшее — часть кампании, которую он придумал сам и предложил магазину. «В одном из сообществ шоплифтеров (магазинных воров. — А.А.) Новосибирска ["ВКонтакте"] я наткнулся на множество фотографий сворованных из "Продукто!" товаров. И тут мне пришла в голову идея. Почему бы нам с "Продукто!" не смоделировать ситуацию, в которой магазин якобы ловит меня в образе вора, чтобы показать людям, что может произойти с таким человеком», — рассказал Денис. Родители, по его словам, о публикации фото знали и идею сына поддержали, а самого его риск подмочить собственную репутацию не пугал. «Вышло забавно, людям понравилась идея, — заверил Денис. — Основная цель была — привлечь общественность к борьбе с шоплифтерами. Побочная цель — реклама». Евгений Бойков подтвердил: несмотря на то что фото Дениса Б. оказалось фейком, проблема с воровством стоит остро — потери от «несунов» достигают 1 % от выручки.
Как заметили в УФАС, наказывать фирму, устроившую сомнительный перформанс в соцсетях, не за что. «Самый первый вопрос — а реклама ли это. Тем более это касается социальных сетей», — усомнилась в возможности вмешательства Ирина Волохина, и.о. начальника отдела рекламы областной антимонопольной службы. Закон, добавила она, запрещает использовать образ несовершеннолетних в рекламе отдельных товаров — но описанная ситуация ни под один из пунктов, защищающий подростков, не подпадает. Сам предприниматель Бойков на вопрос о том, не боится ли он последствий такой кампании, философски заметил: «Я готов вообще в принципе ко всему в этой жизни, короче, и меня ничего не напрягает».
По официальным данным полиции, проблема краж за последний год в Новосибирске действительно обострилась — за 9 месяцев 2015 года в регионе зарегистрировали 19 483 кражи, рост составил 20 %. Из них около 2 тыс. — в магазинах, но сюда входят и кражи кошельков у покупателей. Как ранее рассказывали корреспонденту НГС.НОВОСТИ сотрудники профильного отдела полиции, чаще всего пронести мимо кассы пытаются дорогой алкоголь, бритвенные станки, сладости и чай и кофе премиум-сегмента. «По большей части магазинные воры — это наркоманы, которым нужно зарабатывать на дозу. Берут то, что можно быстро продать за полцены или обменять на наркотики», — отметили в полиции.
Шоплифтеры, существование которых возмутило магазин «Продукто!», — категория воров совершенно особенная. Шоплифтинг, как сообщают посвященные этому «увлечению» сайты, зародился в Америке еще в 40-х годах прошлого века. В России, судя по популярным группам шоплифтеров в соцсетях и числу упоминаний в СМИ, незаконное увлечение начало набирать популярность в прошлом году.
Шоплифтеры крадут ради острых ощущений и, как они утверждают, социальной справедливости.
«В стоимость всех товаров включено около 3 % наценки, которые непосредственно покрывают убытки от порчи товара или его кражи. Поскольку от данной наценки отказаться невозможно, шоплифтер выравнивает сумму купленных и полученных на халяву товаров в корзине либо старается украсть много, а на кассе пробить как можно меньше», — гласит главная страница одного из многочисленных сайтов, посвященных шоплифтингу в России. Как правило, сайты аккумулируют советы по маскировке, поведению и тактике совершения краж. Один из найденных автором роликов, например, советовал одеваться как клерк (брюки, белая рубашка и никакой небритости) и при этом не улыбаться охране и кассирам, чтобы не привлекать внимания. Отдельные экстремалы даже снимают себя в процессе на видео. Корреспондент НГС.НОВОСТИ отыскал нескольких шоплифтеров, которые совершают набеги на магазины Новосибирска, — как правило, этим занимаются школьники и студенты.
«Это драйв, адреналин. Не важно даже, что именно брать. Но лучше не фигню какую-то, которую потом только выбросить», — рассказал один из них в социальной сети «ВКонтакте», представившись Андреем.
Некоторые, отметил он, зарабатывают этим на жизнь (это подтверждают объявления в профильных группах) — например, выносят определенные вещи под заказ. Как правило, это книги или одежда — можно заказывать не только марку, но и конкретные размеры. Отдельный бизнес — создание и продажа спецустройств, которые помогают снимать магнитные метки и обходить рамки «Антивор». На вопрос о том, чувствуют ли они себя преступниками, Андрей и его «коллеги» заявили: «Они (владельцы магазинов. — А.А.) набивают кошельки за наш счет. Мы просто не желаем переплачивать им. Это не преступление».
Александр Агафонов
Фото Татьяны Кривенко