NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

зап.

755мм 31%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Город «Шоплифтинг — это не преступление»

«Шоплифтинг — это не преступление»

Благополучная молодежь увлеклась воровством из магазинов — в ответ магазин выложил фото школьника с надписью «вор», что привело к скандалу на всю страну

Магазин товаров «Продукто!» попал в эпицентр медиаскандала, выложив в соцсети снимок школьника с надписью «Внимание вор» — как выяснилось спустя 2 дня, акцию спланировал и согласовал с магазином сам подросток. Так предприниматели пытались привлечь внимание к проблеме воровства в магазинах, но резонанс получился слишком большим. Меж тем полиция и ритейлеры подтверждают: в магазинах стали чаще воровать, причем некоторые — чтобы банально утолить голод. О том, кто и почему выдумал школьника-вора, кто и что чаще всего крадет из магазинов города и чем отличаются от них шоплифтеры — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Фото мрачного школьника на фоне полок с продуктами появилось в минувшую пятницу в Instagram на страничке магазина «Продукто!» — это небольшой магазин в центре Новосибирска, специализирующийся на продаже модных среди школьников и студентов продуктов и мелочей. Подпись к снимку «Внимание вор» недвусмысленно говорила о том, зачем администрация фирмы его опубликовала.

Фото на следующий день исчезло. «Мы не думали, что будет такой резонанс», — признался НГС.НОВОСТИ основатель магазина «Продукто!» Евгений Бойков, тут же заявив, что все происходящее на самом деле — розыгрыш. О чем магазин сообщил спустя 2 дня, разместив снимок того же школьника с наделавшим шума объявлением в руках. Зачем в таком случае нужно было удалять первое фото, собеседник ответить отказался.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел школьника с фото — им оказался 8-классник одной из школ Центрального района Денис Б., судя по его страничкам в соцсетях — набирающий популярность у сверстников видеоблогер. Подросток подтвердил, что всё произошедшее — часть кампании, которую он придумал сам и предложил магазину. «В одном из сообществ шоплифтеров (магазинных воров. — А.А.) Новосибирска ["ВКонтакте"] я наткнулся на множество фотографий сворованных из "Продукто!" товаров. И тут мне пришла в голову идея. Почему бы нам с "Продукто!" не смоделировать ситуацию, в которой магазин якобы ловит меня в образе вора, чтобы показать людям, что может произойти с таким человеком», — рассказал Денис. Родители, по его словам, о публикации фото знали и идею сына поддержали, а самого его риск подмочить собственную репутацию не пугал. «Вышло забавно, людям понравилась идея, — заверил Денис. — Основная цель была — привлечь общественность к борьбе с шоплифтерами. Побочная цель — реклама». Евгений Бойков подтвердил: несмотря на то что фото Дениса Б. оказалось фейком, проблема с воровством стоит остро — потери от «несунов» достигают 1 % от выручки.

Как заметили в УФАС, наказывать фирму, устроившую сомнительный перформанс в соцсетях, не за что. «Самый первый вопрос — а реклама ли это. Тем более это касается социальных сетей», — усомнилась в возможности вмешательства Ирина Волохина, и.о. начальника отдела рекламы областной антимонопольной службы. Закон, добавила она, запрещает использовать образ несовершеннолетних в рекламе отдельных товаров — но описанная ситуация ни под один из пунктов, защищающий подростков, не подпадает. Сам предприниматель Бойков на вопрос о том, не боится ли он последствий такой кампании, философски заметил: «Я готов вообще в принципе ко всему в этой жизни, короче, и меня ничего не напрягает».

По официальным данным полиции, проблема краж за последний год в Новосибирске действительно обострилась — за 9 месяцев 2015 года в регионе зарегистрировали 19 483 кражи, рост составил 20 %. Из них около 2 тыс. — в магазинах, но сюда входят и кражи кошельков у покупателей. Как ранее рассказывали корреспонденту НГС.НОВОСТИ сотрудники профильного отдела полиции, чаще всего пронести мимо кассы пытаются дорогой алкоголь, бритвенные станки, сладости и чай и кофе премиум-сегмента. «По большей части магазинные воры — это наркоманы, которым нужно зарабатывать на дозу. Берут то, что можно быстро продать за полцены или обменять на наркотики», — отметили в полиции.

Шоплифтеры, существование которых возмутило магазин «Продукто!», — категория воров совершенно особенная. Шоплифтинг, как сообщают посвященные этому «увлечению» сайты, зародился в Америке еще в 40-х годах прошлого века. В России, судя по популярным группам шоплифтеров в соцсетях и числу упоминаний в СМИ, незаконное увлечение начало набирать популярность в прошлом году.

Шоплифтеры крадут ради острых ощущений и, как они утверждают, социальной справедливости.

«В стоимость всех товаров включено около 3 % наценки, которые непосредственно покрывают убытки от порчи товара или его кражи. Поскольку от данной наценки отказаться невозможно, шоплифтер выравнивает сумму купленных и полученных на халяву товаров в корзине либо старается украсть много, а на кассе пробить как можно меньше», — гласит главная страница одного из многочисленных сайтов, посвященных шоплифтингу в России. Как правило, сайты аккумулируют советы по маскировке, поведению и тактике совершения краж. Один из найденных автором роликов, например, советовал одеваться как клерк (брюки, белая рубашка и никакой небритости) и при этом не улыбаться охране и кассирам, чтобы не привлекать внимания. Отдельные экстремалы даже снимают себя в процессе на видео. Корреспондент НГС.НОВОСТИ отыскал нескольких шоплифтеров, которые совершают набеги на магазины Новосибирска, — как правило, этим занимаются школьники и студенты.

«Это драйв, адреналин. Не важно даже, что именно брать. Но лучше не фигню какую-то, которую потом только выбросить», — рассказал один из них в социальной сети «ВКонтакте», представившись Андреем.

Некоторые, отметил он, зарабатывают этим на жизнь (это подтверждают объявления в профильных группах) — например, выносят определенные вещи под заказ. Как правило, это книги или одежда — можно заказывать не только марку, но и конкретные размеры. Отдельный бизнес — создание и продажа спецустройств, которые помогают снимать магнитные метки и обходить рамки «Антивор». На вопрос о том, чувствуют ли они себя преступниками, Андрей и его «коллеги» заявили: «Они (владельцы магазинов. — А.А.) набивают кошельки за наш счет. Мы просто не желаем переплачивать им. Это не преступление».

Александр Агафонов

Фото Татьяны Кривенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления