NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, дождь

ощущается как +12

3 м/c,

южн.

741мм 64%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Полиция встала на уши

Полиция встала на уши

Старший сержант ППС запрыгнул на голову задержанному за попытку снять на видео незаконный обыск — эксперты рассказали, можно ли снимать чиновников, силовиков и полки в супермаркетах

Суд в Новосибирске приговорил к 3 годам сотрудника полиции, который прямо в дежурной части избил доставленного в отделение молодого человека за то, что тот попытался снять на видео процесс собственного обыска без понятых. Полицейскому не понравилось, что парень достал мобильный телефон, навел на него и включил запись. Страж порядка повалил оппонента на пол и нанес тому несколько ударов ногами. НГС.НОВОСТИ узнали, когда и как, явно или тайно можно снимать полицейских, врачей и чиновников — и поверит ли суд видеозаписи их незаконных действий.

Вступил в силу приговор, который еще 27 марта Октябрьский районный суд вынес новосибирскому полицейскому Константину Скляру — его признали виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия. Как следует из материалов суда, 28 сентября 2014 года старший сержант полиции 28-летний Константин Скляр находился на суточном дежурстве — он был помощником оперативного дежурного пункта полиции «Молодежный» во 2-м переулке Панфиловцев, 23«а». Около 23:00, свидетельствуют материалы дела, в отделение привезли некоего Черникова — жильца общежития, расположенного неподалеку. На мужчину, который был пьян, пожаловались соседи, поэтому экипаж ППС доставил молодого человека в полицию для разбирательства. В помещении дежурной части сержант Скляр решил обыскать г-на Черникова. Однако тот был убежден, что личный досмотр без понятых проводить незаконно, поэтому решил снять все происходящее на камеру мобильного телефона.

После этого Скляр, продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на превышение своих должностных обязанностей, нанес множественные, не менее 4 ударов ногой, обутой в ботинок, по спине и 1 удара по голове потерпевшего, а также наступил всем весом на голову», — гласит обвинительное заключение Следственного комитета. В материалах суда указано, что потерпевший серьезно не пострадал, почувствовав лишь «сильную физическую боль». На следующий день Черников написал заявление в службу собственной безопасности областного управления МВД. Вскоре против Константина Скляра возбудили уголовное дела по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия). Уже в ноябре Скляра из полиции уволили.

«Он же (Скляр. — Д.К.) всё признал, действия свои незаконные, глубоко раскаялся. И потерпевший на строгом наказании не настаивал», — рассказал адвокат полицейского Михаил Гулак. Благодаря полному признанию вины, а также наличию смягчающих обстоятельств (в частности, участию в боевых действиях на Северном Кавказе), Константин Скляр получил 3 года условно с лишением права работать в правоохранительных органах на 2 года. «Считаю, что это справедливо, обжаловать не будем», — сообщил Гулак. Узнать точку зрения пострадавшего корреспонденту НГС.НОВОСТИ не удалось.

В областном управлении полиции заявили, что граждане могут снимать сотрудников, находящихся при исполнении, однако попросили не набрасываться с камерами на силовиков, тыча ими буквально в лицо.

«Они (полицейские. — Д.К.) [во-первых,] находятся в общественном месте, во-вторых, при исполнении служебных обязанностей, которые являются долгом. У нас есть конституционное право любого гражданина собирать информацию, в том числе с использованием технических средств, за исключением незаконных методов», — пояснили в пресс-службе ГУ МВД РФ по Новосибирской области. В прокуратуре Новосибирской области не смогли ответить на вопросы НГС.НОВОСТИ о том, когда и при каких условиях граждане могут снимать полицейских и других госслужащих на личные фотокамеры или телефоны. В компетенцию органов прокуратуры не входит, как заявили в ведомстве, «обязанность комментировать порядок использования гражданами фотокамер (телефонов) для видеосъемки действий сотрудников полиции и (или) государственных служащих». Меж тем вопрос фотовидеосъемки ранее уже попадал в поле зрения прокуратуры Новосибирской области. В июле 2012 года новосибирцы пожаловались на таблички «Съемка запрещена» в крупном ТРЦ Центрального района. Тогда районная прокуратура провела проверку и установила, что такие таблички являются незаконными, а съемку в торговых залах вести можно. Право людей свободно искать и получать информацию любыми законными способами закреплено в 29-й статье Конституции Российской Федерации, а федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определенно устанавливает, что общеизвестными являются любые сведения, доступ к которым не ограничен.

Генеральный директор ЗАО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин отмечает, что при съемке полицейских, врачей, чиновников, прочих служащих и их возможных незаконных действий необходимо разделять вопрос ведения самой съемки и вопрос дальнейшего использования записи. «Все зависит от дальнейшего использования этого материала. Есть вопрос использования изображения, с согласия человека, размещение в интернете…

Если зафиксированы незаконные действия, преступление, административный проступок, тогда появляется законная возможность использования этих материалов в следствии, в суде, для привлечения лиц к ответственности», — объясняет Сергей Карпекин.

По мнению известного новосибирского адвоката Геннадия Шишебарова, любой гражданин, прежде чем снимать кого-то, обязан предупредить. «Такого, что нельзя снимать, — нету. Если права его (полицейского, служащего. — Д.К.) не нарушаются, если его предупредили, если его снимают в связи с выполнением им публичных действий. Вы должны просто предупредить о том, что используете видеозапись, зафиксировать — "я использую запись, о чем вас предупреждаю". У него нет никаких оснований препятствовать этому. А если речь идет о вторжении в частную, личную жизнь — здесь да, здесь действуют запреты», — говорит Шишебаров.

Правозащитник, заместитель председателя новосибирского регионального отделения движения «За права человека» Виктор Поляков уверен, что вопрос съемок должностных лиц зависит еще и от масштаба их полномочий. «У нас на самом деле все зависит от того, какую должность занимает человек. Если занимает должность высокую — то не смей со своим поганым рылом туда лезть. Они могут быть сфотографированы только по собственному приказу», — утверждает Поляков.

Эксперты сходятся во мнении, что тайные съемки с использованием спецсредств обычный гражданин вести не может. А вот тайно снимать мобильником, считает г-н Карпекин, можно. «Есть прямой запрет на использование средств шпионской деятельности. Съемка мобильным телефоном не считается тайной, поскольку само устройство не является устройством секретного сбора информации», — говорит юрист. Все сделанные видеоаудиозаписи в дальнейшем могут быть использованы в суде. Впрочем, адвокаты предупреждают: далеко не всегда. «Будет ли использовано или не использовано в суде — это вопрос процессуальный. Если это правильно все сделать, [запись] может быть использована в качестве доказательств», — поясняет Геннадий Шишебаров.

Помимо видеосъемки собственным телефоном, советуют эксперты, обычный человек может зафиксировать незаконные действия против него и другими способами. «Диктофон — аудио сделать. [Также могут помочь] показания свидетелей, видеофиксация камер наружного наблюдения», — перечисляет Сергей Карпекин.

Дмитрий Косенко

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления