NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

облачно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Город Христа ради

Христа ради

Православные добились изъятия эротического плаката в оперном театре — эксперты и священник объяснили, почему именно Новосибирск стал столицей воинственного православия

История конфликта вокруг оперы «Тангейзер», судя по всему, завершается. В конфликте поучаствовали более 50 тыс. человек, среди них высшие церковные чины и знаменитости — от Бориса Гребенщикова до Марка Захарова — и один телефонный террорист. Верующие проиграли суд, но выиграли войну: театр пошел им навстречу и подверг цензуре не устроивший их плакат, но все равно не был прощен. Новосибирск окончательно укрепился в репутации столицы радикального православия. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала у участников конфликта и экспертов, почему так вышло и что будет дальше.

Впервые показанная в конце 2014 года, постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» прославилась в федеральных новостях в феврале 2015 года — когда по жалобе митрополита Тихона, оперу не видевшего, но узнавшего о ее существовании от прихожан, в отношении постановщика Тимофея Кулябина и директора НГАТОиБ Бориса Мездрича возбудили дело по ст. 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания). 1 марта на площади Ленина прошел митинг против «провокаторов от искусства», собравший около 1 тыс. человек.

В защиту «Тангейзера» выступили Борис Гребенщиков, Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и пр.; петицию в защиту подписали 48,5 тыс. чел. 10 марта мировой судья Центрального района прекратил оба дела за отсутствием состава правонарушения; перед вынесением вердикта господин Мездрич в своей речи подчеркнул его значимость:

14 марта пришедших на «Тангейзер» встречали у входа НГАТОиБ несколько десятков активистов с плакатами и скандированием «Позор предателям Родины» и пр. Во время спектакля был звонок о бомбе в театре — но эвакуации не было. Не было и того самого постера, который много часов обсуждали в зале суда. Изначально преступление кинорежиссера Тангейзера воплощалось в постере снятого им фильма: Иисус, распятый в женском лоне. Когда постер появился на сцене, другие персонажи в ярости изгнали Тангейзера. Теперь вместо постера — серое полотно. 15 марта пикетчиков уже не было.

Ранее православные активисты выступили против выставки современного искусства «Родина» — ее в итоге все же провели со сменой площадки; против выставки эротических рисунков позднего Пикассо (митрополит Тихон пожаловался на нее мэру Городецкому, утверждая, что «она запрещена во всем мире», — что не соответствовало действительности), выставка всё же состоялась; против концертов эпатажных металлистов Behemoth (сорван) и Мэрилина Мэнсона (сорван).

Борис Мездрич, директор НГАТОиБ: «Новосибирск — город с высокой активностью: социальной, художественной, бизнеса. Я думаю, что произошел некий разрыв в представлениях митрополита Тихона о светской современной жизни с реальностью. Я не беру на себя смелость это утверждать, но у меня такое впечатление сложилось из всех этих историй с выставками, концертами и теперь нами. Мне кажется, здесь лежит основная проблема.

Про выводы — и для «Тангейзера», и общие — еще рано говорить, потому что мы находимся в разных процессах, еще не завершилась проверка следственная. Наш процесс — первый такой, надо посмотреть, куда он пойдет. Но первый шаг мы прошли.

Многие из тех, кто вас поддерживает, восприняли убранный постер как сдачу позиций…

Я предлагаю им вспомнить, что спектакль в репертуаре остался, какая же это сдача позиций? Важно, что решение мы приняли после того, как мировой суд снял с нас все обвинения в правонарушении, — будучи свободными, в нормальном, человеческом состоянии.

Убрали, исходя из двух моментов: во-первых, надо сохранить спектакль, во-вторых, — понимая эту степень возбуждения у — не скажу общества, — у небольшой группы людей, которым, на мой взгляд, не надо прикрываться всеми верующими.

Потому что, насколько я знаю, в пост не принято заниматься пикетами и митингами. Мы убрали постер, чтобы показать этой группе, что мы готовы к переговорам.

Что вы имели в виду, когда на суде говорили о том, что активизация радикалов РПЦ будет страшнее Майдана?

Я не знаю, какие это может принять формы конкретно, — я говорю об уровне агрессии лидеров этого движения, которые активно поддерживаются церковью».

Алексей Пахомов, директор агентства Rockstars Concerts (организатор концерта Behemoth, сорванного православными активистами): «Я предполагаю, что кто-то зарабатывает на этом политические очки. В этих протестах постоянно мелькают фамилии Кузина и Терешковой, а в истории вокруг Мэнсона много поминали мэра.

Возможно, это просто провокация против текущей местной власти. Поэтому они последовательно выбирали резонансные мероприятия — что Мэнсон, что крупная постановка в оперном театре.

И отказывались от диалога, к которому противоположная сторона всегда была готова.

Суд стал победой здравого смысла над маразмом. Я рад, что случился прецедент: наконец-то кто-то смог дать адекватный отпор — и именно в правовом поле. Теперь мы увидели, что это подавление культуры — не позиция государства, а инициатива отдельных людей».

Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска: «Наверное, дело в том, что Новосибирск — действительно культурный город. Здесь есть передовые интересные события, и они вызывают разную реакцию, и это нормально. Есть часть общества, которая готова создавать и воспринимать театральные постановки мирового уровня, — и консервативная часть общества, которая не отслеживает современные течения и шокирована при встрече с ними. Всё это естественно.

Но так получилось, что в Новосибирске сформировалась группа активистов, которые получают от всей этой борьбы удовольствие, а кто-то зарабатывает на ней определенные дивиденды в политике. В некотором смысле это — концентрация происходящих во всей стране процессов, но именно здесь она проявилась так ярко, потому что это, как я уже сказала, яркий город. Тут есть на что реагировать.

С одной стороны, я рада, что восторжествовал разум, но, с другой стороны, из этого процесса я делаю вывод, что у нас нет диалога, нет путей взаимодействия, кроме суда или митинга. Ничего не происходит вдруг — и я не рассчитываю, что сейчас сразу наступит мир. Что касается художников, то они всегда будут продолжать творить, тем более что мы видим, что Кулябина уже забирают в Большой театр. Может быть, театрам и другим творческим организациям стоит больше разговаривать с обществом, подробно рассказывать о будущих постановках, объяснять их.

Убрать плакат — это прекрасный пример компромисса».

Александр Новопашин, настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, протоиерей: «Это противостояние происходит только из-за позиции тех, в чьих руках находится культура в Новосибирске. Налицо нарушение законности и явная ангажированность суда. Может быть, конечно, у прокуратуры была слабая подготовка, им тоже стоило, как защите, запросить экспертизу из Москвы. Теперь ситуация будет и дальше развиваться не в лучшую сторону для наших политических лидеров — губернатора и мэра, потому что всё это бьет по их имиджу. То, что разгорается на религиозной почве, задушить сложно, а эта постановка оскорбила не только православных, но и мусульман и огромное количество народа. В парламенте Чечни об этой ситуации знают. Неужели вы хотите, чтобы здесь был взрыв определенного рода?

Может найтись человек, терпение которого кончится, и это я не угрожаю и не говорю, что так будет, а прогнозирую возможное развитие событий. Если человек говорит «я плюю на ваши святыни», он сам виноват, если с ним что-то произойдет.

Не дай Бог, конечно! И наш митрополит пытается предотвратить это законным образом, остановить пакость.

Но если закон не хочет это предотвратить, то что же могут сделать люди, доведенные до отчаяния? Если что-то произойдет, будут обвинять православных. И это будет ложью потому, что мы заранее говорили: вы сами провоцируете!

Могут ли православные сами ограничить себя в походах на потенциально оскорбительные мероприятия?

Люди вообще-то шли на «Тангейзер», думая, что они идут на классику, а попали в клоаку. Это мошенничество по сути дела! Вы напишите на афише «Сегодня будет богохульная опера, оскверняющая образ Христа». Это, по крайней мере, честно — признаться: «Мы — негодяи».

Так это бы вас устроило как компромисс?

Никто об этом писать не будет (Смеется.), ведь есть же закон за оскорбление чувств верующих. Никто не будет подставляться под статью.

После того как постер убрали, я ни в коем случае не считаю конфликт исчерпанным. Имя Иисуса Христа продолжают порочить. Персонаж-то не убрали. Они, как ящерица во время опасности, отбросили хвост, это было предсказуемо, — а глумиться над Христом продолжают».

Николай Розов, доктор философских наук, профессор: «Самоцензура будет нарастать, поскольку политические и идеологические тучи сгущаются. Но происходить это будет по-разному. Более защищенные (статусные, в столицах и престижных учреждениях) деятели культуры будут более свободны, менее защищенные (в провинции, малоизвестные, за которых не вступятся из столиц) будут все более осторожны либо подвергнутся запретам, разгонам и репрессиям.

Говорить здесь следует, скорее, не об РПЦ, а о сплоченной и агрессивной группе «православных активистов» при соборе Александра Невского под руководством протоиерея Александра Новопашина. Эта группа будет и дальше действовать. Ни власть, ни общественность никак эту агрессию против современной культуры не останавливают.

Возможно, именно наличие в Новосибирске — славном своим научным центром, университетом, множеством неплохих вузов, — критической массы людей со свободным, вполне европейским, даже космополитическим самосознанием породило и агрессивный ответ в виде «православных активистов», что чревато соскальзыванием к «православному фашизму».

В книге Рэндалла Коллинза «Макроистория», которая скоро выйдет в Москве в моем переводе, показано, что именно Германия в XVIII и XIX веках была авангардом во многих сферах культуры, науки, философии, свободомыслия. И победа нацизма как антилиберального, антикосмополитического движения была обусловлена многими факторами, но в том числе и эффектом поляризации — реакционным протестом традиционалистских слоев против «умников», на чем и сыграли гитлеровцы.

Мораль же в нашем случае такая: сама по себе кучка агрессивных «православных активистов», даже при поддержке местной церковной власти, не особенно опасна, когда вменяемый суд делает свою работу. Это и показала — пока — ситуация с «Тангейзером».

Ситуация значительно усугубится, если произойдет смычка черносотенства с городской властью и спецслужбами.

Тогда для свободы творчества, мысли и слова действительно наступят суровые времена. Нужно это осознать и, пока не поздно, препятствовать такому опасному соскальзыванию к порядкам средневековой инквизиции».

Елена Полякова

Фото РИА Новости, Александр Кряжев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления