29-летний новосибирский программист взялся помочь школьникам освоить математику через YouTube, объясняя предмет лучше учителей, — в результате его сайт посещают десятки тысяч человек ежедневно. Находчивый учитель получает свою выгоду — ему платят за рекламу среди неокрепших умов. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила, как удалось предприимчивому бердчанину стать популярным среди пятиклашек и когда интернет-учитель заменит обычного.
Число уникальных посетителей сайта vcevce.ru превышает полмиллиона в месяц. По данным LiveInternet, в феврале 624,8 тыс. школьников пришли на этот сайт за помощью к харизматичному программисту Андрею Андрееву с решением задач и примеров по математике за 5-й и 6-й классы.
«За последние 30 дней у меня на YouTube набралось 2 480 000 просмотров. В Новосибирске, видимо, никто кроме меня столько не набирает», — гласит запись на страничке «ВКонтакте» Андреева. Названия роликов совпадают с номерами задач школьного учебника, а перед тем как погрузиться в математические дебри, видеоресурс предлагает просмотреть рекламные ролики, например, парфюма и кошачьего корма. Каждый ролик сопровождают многочисленные благодарности с обилием грамматических ошибок от детей, а также их родителей.
Онлайн-учитель признался, что суточная посещаемость его проекта растет в два раза быстрее, чем он ожидал. «В этом учебном году я ждал в декабре 40 тыс., а было 80», — сказал Андреев. Больше всего школьников — 22,6 % — приходят из Москвы, затем следуют Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, а потом уже Новосибирск.
Андреев без стеснения признается, что он вылетел с 1-го курса мехмата НГУ: «Я на мехмате учился один год на первом курсе — завалил экзамен по матанализу». В результате он Окончил факультет автоматики и вычислительной техники НГТУ в 2008 году.
«Около 10 лет занимался репетиторством школьников с 5-го по 11-й класс», — говорит Андреев. Если набрать пятиклассников, то они будут шестиклассниками, семиклассниками и т.д. — с ними можно много лет заниматься, объясняет он. «Проблемы традиционно начинаются с 5-го», — добавляет Андреев.
Начав свой бизнес на математике с репетиторства со школьниками, параллельно он решил записывать свои видеоуроки. В видеоролике, размещенном на сайте, интернет-учитель продемонстрировал подписчикам своё рабочее место: это обычный балкон многоэтажки, который специально оборудован для этих целей. Андреев признается, что от репетиторства он решил отказаться из рациональных соображений: «Пока я занимаюсь с одним ребенком, я мог снять ролик, который посмотрят много детей», — отметил он.
Сейчас запись роликов является единственным занятием Андреева, оно приносит ему хороший доход: «Первые девять месяцев, когда я снимал ролики, я не зарабатывал вообще нисколько. А на данный момент эти ролики приносят мне больше, чем я когда-либо зарабатывал на какой-либо работе, поэтому нет смысла отвлекаться на что-то другое», — уверен преподаватель. Сумму дохода он назвать отказался, но пояснил, что доход обеспечивают партнерские отношения с YouTube, который делает отчисления за рекламу.
После двух лет работы, за которые программист прорешал два школьных учебника по математике, он решил сменить формат, расширив охват аудитории. «Теперь я буду делать короткие ролики с 5-го по 11-й классы, объясняя какую-либо тему. Благодаря этому дети будут ежедневно тратить 5–10 минут в день на уроки со мной, а после справляться с домашними, контрольными и т.д.», — делится планами Андреев, уточняя, что планирует снимать по 10 роликов в день.
Руководитель образовательного online-проекта GetAClass.ru (обучение школьников физике) Сергей Бражник успех бердского преподавателя объясняет тем, что он в нужный момент «оседлал тему интернет-образования». «Дети сейчас не представляют свою жизнь без какого-либо гаджета. Они постоянно на связи через социальные сети, они что-то там постоянно ищут, играют, смотрят. С одной стороны, им необходимо делать уроки, а с другой, он нашел — с помощью устройства — как эти уроки сделать, это очень хорошо сошлось», — говорит он.
Бражник считает, что в результате доход Андреева вполне может доходить до 100 тыс. руб. в месяц. Вспомнить пример такого же успешного проекта он не смог.
Сам Андреев залогом своего успеха видит непрофессионализм учителей по математике. «Зарплата у учителя очень маленькая. В школу идут работать те, кому больше некуда пойти. В большинстве школ с учителями очень большая проблема и никто не может её решить», — считает он.
Начальник учебно-методического отдела ОблЦИТа Галина Утюпина (занимается внедрением информационных технологий в школы региона) успех проекта Андреева объясняет доступностью через соцсеть «ВКонтакте», которая очень популярна среди детей, форматом решебника, с которого можно списать верное решение, а также упрощенным уровнем объяснения.
«За образец это брать нельзя, так как математика будет упрощенной», — заключила эксперт.
Большинство российских образовательных ресурсов посвящены сдаче ЕГЭ и ОГЭ, все они преимущественно федеральные. Самые популярные среди них — interneturok.ru, foxford.ru. Проектов, направленных не на выпускников, а на среднее звено, практически нет, констатирует Бражник. Андреев тоже думает, что конкурентов у него нет, так как решать учебник придумал только он, похожий формат у видеоблогера MrLololoshka, у которого сейчас около 2 млн подписчиков на YouTubе. Под ником «MrLololoshka» скрывается барнаульский подросток, который дает инструкции по прохождению компьютерных игр.
Андреев и Бражник убеждены, что в ближайшее время школьное образование будет неизбежно дрейфовать в сторону online-образования, которое широко распространено за рубежом.
«Ребенок будет ходить в школу, тратить там время непонятно зачем, а затем приходить домой и качественно учиться. Это будет назревать очень долго — ближайшие 10 лет», — говорит Андреев.
Создали бум образования в мире сайты Edx и Coursera, говорит Бражник. Оба ресурса относятся к массовым открытым онлайн-курсам. Первые два места на Coursera занимают курс по анализу данных от Университета Джонса Хопкинса и курсы по бизнесу от известной американской бизнес-школы — The Wharton School.
Настя Гринёва
Фото и видео предоставлены Андреем Андреевым