NGS
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+4°

ясная погода, без осадков

ощущается как +1

2 м/c,

с-в.

757мм 50%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,59
EUR 99,79
Реклама
Город Ополченцы поневоле

Ополченцы поневоле

Новосибирцев призывают на сборы — военные рассказали, кому пришлют повестки и что будет с городом, если начнется война

Владимир Путин подписал указ о проведении военных сборов — первыми повестки в военкомат получат обладатели редких военных специальностей. Военные успокаивают — сборы проводят каждый год, и они никак не связаны с событиями на Украине. Участники учений, добавляют они, даже не покидают домашний регион и получают за проведенное в армии время зарплату. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, кого и когда призовут на объявленные президентом военные сборы, чем они там будут заниматься, а также вспомнил, чем закончились для Новосибирска масштабные мобилизации, объявленные в стране в прошлом веке.

Указ о призыве запасников на военные сборы президент Владимир Путин подписал 5 февраля — теперь у военкоматов страны есть примерно месяц, чтобы получить из штаба Центрального военного округа списки военных профессий, на которые нужно подобрать резервистов. Сколько их будет — неизвестно, однако из года в год количество прошедших военные сборы в Новосибирской области не превышает 200 человек. Летом и осенью 2014-го, например, на военные сборы призвали около 180 человек. В военном комиссариате Новосибирской области от общения с корреспондентом НГС.НОВОСТИ уклонились, сославшись на занятость.

«Люди, которые находятся в запасе (т.е. уже прошедшие службу в армии. — А.А.), проходят сборы по воинским учетным специальностям от недели до месяца, не более того, в войсковых частях, которые дислоцируются здесь, у нас в Новосибирске. Они вообще никуда не уезжают», — успокоили в военном комиссариате Центрального административного округа Новосибирска.

Повестки, добавили в военкомате, скорее всего, получат обладатели таких редких армейских специальностей, как связисты или компьютерщики.

Участие в сборах оплачивают, начисляя среднюю зарплату «новобранца» на официальной работе, однако берут далеко не всех. Во-первых, заметили военные, призывать на сборы можно не всех — например, исключение делают для работников железной дороги и авиации, гражданского персонала силовых структур и прочих. Во-вторых, даже подходящие под призыв гражданские должны заново пройти медкомиссию. «И если они действительно здоровы и соответствуют — то в срок от недели до месяца проходят данные сборы», — подтвердили в военном комиссариате. В действительности от каждого военного комиссариата области на сборы каждый год отправляют всего 12–15 резервистов. За неявку на сборы закон жестоко не карает — уклонисту грозит лишь штраф в 500 руб.

Призванных на сборы запасников («Это в США резервисты, у нас — военнослужащие запаса», — отрезали в областном комиссариате) на армейском сленге зовут партизанами.

«Потому что призываемым на сборы выдается форменное обмундирование второй категории. То есть то, которое уже было в употреблении: сапоги, которые уже были в употреблении, гимнастерка, шинель… Они очищены, само собой, продезинфицированы — но их кто-то носил. Им же не выдашь на месяц новое обмундирование, которое бойцу выдается на год. Ну а вторая категория, когда там стоптанные сапоги, потертая шинель, — они похожи так на ополченцев», — смеется замначальника военной кафедры СибГУТИ полковник Сергей Некрасов.

Участников сборов в армии делят на две категории — офицеры и рядовые запаса. «Партизаны» младших званий, как правило, занимаются восстановлением старой или изучением новой техники, живут в специально обустроенных для них лагерях и в службе регулярных частей, по большому счету, не участвуют. Резервисты-офицеры изучают новые руководящие документы и обновленную технику. В прошлом году, вспомнили в военном комиссариате ЦАО, на сборы в Новосибирске призывали офицеров-специалистов тыловых частей, которые несколько дней изучали изменившиеся нормы вещевого и продовольственного обеспечения.

Грядущие сборы, подчеркивают военные, нельзя называть мобилизацией — последнюю объявляют, если в стране вводят военное положение. На вопрос о том, как это будет выглядеть, случись война в самом деле, полковник Сергей Некрасов обтекаемо, чтобы не выдать военную тайну, заметил: «Вы фильмы про Великую Отечественную войну смотрели? Военкоматы открывают все, что им нужно, и начинают военнообязанных призывать. И по собственному плану формируют все, что положено. Все, как в кино показывали, — ничего не изменилось». Предприятия страны при этом переведут на военные нужды, и у оставшихся после мобилизации — например, у женщин — шанса отсидеться в офисах не будет. «Для невоеннообязанного населения у нас есть такое понятие, как трудовая армия. По мобилизации они будут приписаны к своему производству, которое будет на оборону работать. Их тоже найдут всех и распишут по командам», — рассказал Сергей Некрасов.

При этом Новосибирск, заметил эксперт, по-прежнему остается городом, в который в случае войны будут стягивать людей и ресурсы из зон эвакуации.

В прошлом от войн, отмечают историки, Новосибирск только выигрывал — каждый раз он получал мощный импульс к развитию. «Самый первый опыт размещения эвакуированных наш город приобрел еще будучи Ново-Николаевском — во время Первой мировой войны. Тогда у нас в городе появились беженцы, стали появляться госпитали — потому что город оказался в глубоком тылу в очень надежном месте и на Транссибирской магистрали», — рассказывает директор Музея города Новосибирска Елена Щукина.

В первые месяцы Великой Отечественной, добавляет она, в город эвакуировали 32 завода, 4 НИИ оборонной промышленности и 8 крупных строительных и монтажных трестов и проектных институтов Наркомстроя. Вместе с ними приехали и квалифицированные специалисты — они обучали женщин из деревень и подростков обращаться со станками. Выросла и численность населения Новосибирска — в город эвакуировали около 200 тыс. человек, из них 128 тыс. ленинградцев. Вкупе с эвакуацией 20 музеев, театров и Ленинградской филармонии это дало толчок и к интеллектуальному развитию города. «Первоначально на концертах [Ленинградской филармонии] было много пустых мест, потому что люди не были готовы воспринимать классическую музыку. Но уже буквально через два месяца новосибирцы стали ходить на эти концерты, и билеты на них купить было практически невозможно, — заметила собеседница, резюмировав: — Поэтому война — это тяжелое испытание для людей. Но для Новосибирска она стала символом развития. Это был очень мощный толчок».

Александр Агафонов

Фото РИА Новости, Валерий Мельников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления