На стене гаража на ул. Терешковой появился арт-объект с надписью «Футуристы, вперед». Наталья Пинус, директор фонда Академгородка, рассказала, что раньше на стене автокооператива на ул. Терешковой была надпись «Туристы, вперед». В 2005 году музыкант Артем Азарсков добавил в начале надписи слог «фу», потом другие художники зарисовали призыв кубическим человечком. В сентябре 2014 года группа молодых людей от искусства восстановила надпись по согласованию с администрацией.
Арт-объект в стиле русского и итальянского авангарда сделали из гаража на ул. Терешковой активисты Академгородка. Вместо надписи о туристах появился слоган: «Футуристы, вперед!». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ обследовали другие районы города в поисках интересных надписей на стенах и заборах. Оказалось, их довольно много, хотя профессиональные художники-граффитисты не признают за таким «творчеством» особой ценности, а полицейские могут арестовать писцов на 15 суток. Эксперты говорят, что нашему городу не хватает мест для публичного письма и рисования, а пишущие на стенах — это счастливые люди.
Первые граффити в Сибири — на Алтае и в Томске — появились в каменном веке. Как рассказал заместитель директора по научной работе Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Молодин, сначала древние люди освоили рисование, а потом письмо. Надписи делали рунами — в основном хвалу властителям и эпитафии. В той местности, где много времени спустя возник Новосибирск, камней не было. Тюрки писали на деревянных табличках или на коже.
Пышным цветом прямые аналоги нынешней настенной живописи расцвели в Древнем Риме. На стенах в Помпеях археологи нашли надписи, датированные 79 г. н.э. Открытые источники предлагают каталоги античных граффити вполне современного и не всегда приличного содержания: «Маркус любит Спендузу», «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем», «Аполлинарий, врач императора Тита, удачно покакал на этом месте».
Психолог Юлия Кроха говорит, что человек, пишущий на стене, заборе или асфальте «что-то хорошее», находится в приподнятом настроении. «Он счастлив, хочет поделиться с миром тем, что важно для него в этот момент. Он не отдает себе отчета, что хулиганит, хотя на стене моего дома меня бы такая надпись не обрадовала», — призналась эксперт. Потом добавила, что сентенции из народа — все же лучше, чем реклама спайсов.
«Сейчас популярны надписи «Спасибо за сына», «Спасибо за дочку» и прочая ерунда. Из необычного — стали писать не «Маша дура», «Вася дурак», а «Маша умная», «Вася — мужик!» — отмечает граффити-художник Иван Ягода, член группы «Так надо». По его мнению, первый раз взяв в руки баллончик с краской и написав глупость, человек может войти во вкус и стать профессиональным художником.
Краску именно для граффити продают в двух специализированных магазинах. Тот, кто не знает мест, использует для творчества более доступные аналоги. «Рекламу на домах пишут самой дешевой, автомобильной краской. Любая надпись — это спланированное действие. Можно, конечно, гулять с баллончиком по городу просто так. Но такое редко бывает», — поделился наблюдениями Иван Ягода.
Эксперт обращает внимание, что до настоящих «культурных» надписей Новосибирск еще не дорос. В Москве, в Санкт-Петербурге, например, можно встретить на заборах и стенах цитаты из Бродского, Пушкина, Цветаевой. У наших творцов фантазия редко простирается дальше признаний в любви и посланий миру в духе: «Что думаю, то и напишу». То, что на окраинах больше исписанных домов, чем в центре, по мнению Ивана Ягоды, — миф. На фото — дом на пересечении ул. Советской и Ленина.
Если выделять психотип писца на стенах и заборах, то Юлия Кроха однозначно указывает, что это молодой человек. Нацарапать матерное слово для него — способ снять агрессию, избежать физического насилия. Если появляется философская сентенция, значит, есть какая-то мысль, которая уже назрела, но еще не придумала себе лучшего выражения — только на заборе.
Пожалуй, самая плотная концентрация народных измышлений на заборе находится на Новосибирской ГЭС. Иван Ягода считает, что горожанам не хватает мест, где они могли бы писать и рисовать, не боясь быть наказанными. «ГЭС — это хороший пример. Пока стоишь в пробке, можно и поглазеть. Такие места для творчества либо надо выделять власти, либо они сами организуются», — полагает эксперт. Еще один «легальный» объект для росписи — статуя сердца в Первомайском сквере.
Большинство надписей на заборе плотины вертятся вокруг любовных отношений. Признания и предложения разной степени романтичности перемежаются с пожеланиями жить долго и счастливо тем, кто уже сходил в загс. По соседству неизвестные благодетели обещают займы под ПТС и рекламируют свои прозаические товары — вплоть до гранитных надгробных плит.
У компании «РусГидро», которой принадлежит стена, роспись вызывает смешанные чувства. «Сооружения Новосибирской ГЭС находятся в черте города и поэтому общедоступны для всех жителей. Доступность — привлекательный механизм для выражения своих эмоциональных чувств. Подобные самовыражения в виде рисунков и надписей не влияют на безопасность гидротехнических сооружений», — пояснили в пресс-службе компании.
В «РусГидро» уверены: Новосибирская ГЭС — визитная карточка Советского района Новосибирска. Надписи не вредят работе, но портят общее впечатление образцового энергетического объекта. Хотя до откровенного вандализма не доходит. «Этой части города присуща внутренняя культура», — считают в «РусГидро».
Английская надпись на трансформаторной будке в подворотне ул. Фрунзе гласит, что наш зоопарк похож на тюрьму. Кто написал этот текст — впечатлительный иностранец или кто-то из местных, — остается только догадываться. С точки зрения полиции, надписи на стенах и заборах можно отнести к правонарушениям.
Ответственность за «творчество» предусмотрена по ст. 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества) и по ст. 20.1 (мелкое хулиганство). Максимальное наказание для физического лица — штраф от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. или арест до 15 суток. На фото — крик души прохожих ул. Объединения в Калининском районе.
Анна Наумцева
Фото Анны Золотовой (1, 4, 5, 9–12), автора (2, 6, 13, 14), Марии Каргаполовой (3), Стаса Соколова (7), Владимира Иткина (8)