NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

ясная погода, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

757мм 38%
Подробнее
2 Пробки
USD 94,07
EUR 99,93
Реклама
Город Встали на крыло (фоторепортаж)

Встали на крыло (фоторепортаж)

В городе прошло большое авиашоу «для своих» — им позволили погулять по секретному заводу и потрогать бомбардировщик Су-34

В минувший понедельник на территории Новосибирского авиационного завода (НАЗ) им. Чкалова прошло традиционное авиашоу, посвященное Дню авиации. Тысячи горожан пришли посмотреть на боевые машины вблизи и в воздухе. Главное отличие представления, устроенного НАЗ, от большинства подобных авиашоу в том, что значительная часть его зрителей имеет (или имели) прямое отношение к производству самолетов, а сами боевые машины, показанные публике, сделаны здесь же, в соседнем цеху.

Справка: НАЗ им Чкалова основан в 1931 году. Сегодня является филиалом корпорации «Сухой». В годы Великой Отечественной войны завод выпустил более 15 тыс. истребителей Як-7 и Як-9. В настоящее время основной его продукцией являются бомбардировщики Су-34. НАЗ изготавливает также носовую часть для самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). На предприятии работают более 6,7 тыс. человек.

За последние пару лет новосибирцы успели уже привыкнуть к грохоту проносящихся над городом боевых самолетов. Кто-то недовольно морщится, но большинство все же относятся к этому неудобству с теплотой — городов, в которых делают настоящие самолеты, в мире немного, а в России их и вовсе можно пересчитать по пальцам.
Официально праздник авиации отмечается в третье воскресенье августа, но на НАЗе его справляют «по старому стилю» — 18 августа, проводя показательные полеты. Праздник не рекламируют, однако в итоге к заводу стекаются тысячи людей. Значительная часть зрителей, впрочем, — это работники предприятия, нынешние или бывшие. Это единственный день в году, когда на территорию секретного в общем-то завода можно пройти запросто, как на стадион.
У входа в здание дома культуры предприятия зрителей развлекал зажигательный ВИА — девушки в коротких юбочках, исполнявшие песни советской и зарубежной эстрады. Всего, по данным службы безопасности, в празднике приняли участие порядка 15 тыс. человек.
Музей НАЗ, если бы туда был открыт свободный доступ, вполне мог бы стать одной из новосибирских достопримечательностей. Вместе с историей завода здесь можно буквально руками пощупать историю отечественной авиации. Так, например, изнутри выглядел «фанерный» корпус «ишачка» — истребителя И-16, который стал для завода первой машиной (выпуск начат еще в 1938 году). Несмотря на «несерьезность» материалов, это была довольно грозная для своего времени машина.
На пике своей производительности НАЗ выпускал порядка 100 самолетов в год (это было в 70-х), но кроме военной изготавливал и сугубо мирную продукцию. В 90-х годах навыки пригодились, когда государственный заказ фактически исчез и предприятие едва выживало, занимаясь выпуском самых неожиданных вещей.
Наплыв публики явно нарушил обычный режим секретности. Наиболее смелые и находчивые заняли места прямо на заводской крыше, куда проникли по пожарной лестнице. Другие забрались на стоящие рядом со взлетно-посадочной полосой технические строения. Строгая обычно охрана смотрела на этот бардак сквозь пальцы.
Началось авиашоу с выступлений парашютистов, которые продемонстрировали фигуру под названием «этажерка», когда шесть (в данном случае) человек спускаются друг за другом, зацепившись за стропы оказавшегося ниже парашюта. Глядя, как ветер бросает маленькие фигурки в небе из стороны в сторону в процессе построения, публика периодически охала, но все обошлось. На фото парашютисты уже расходятся.
Самым старым из показанных самолетов стал МиГ-3, запущенный в серию еще в 1940 году. Это настоящий истребитель времен Великой Отечественной, который был восстановлен, и теперь он крутил над головами зрителей фигуры высшего пилотажа. Именно на такой машине сначала летал Покрышкин (пересев потом на американскую «Аэрокобру»).
Еще один заслуженный красавец — Л-29. Полноценный реактивный самолет, который используется при обучении летчиков. Он славится повышенной надежностью и прощает неопытным еще ученикам ошибки, которые на более серьезных машинах могут стоить им жизни.
Главным героем праздника был, конечно, Су-34 — основной продукт завода и его главная гордость. Одну из готовых машин поставили на виду у публики, которая с готовностью фотографировалась на фоне боевой техники. Защищал самолет от посягательств только одинокий охранник, но через его не очень плотный кордон регулярно прорывались очередные любители фотографий «на фоне».
Три новых Су-34 прошли над зрителями в довольно плотном строю, сотрясая все вокруг ревом двигателей. Разработка этих машин велась еще в 80-х годах, но активное их производство начато, по сути, всего несколько лет назад. Истребитель-бомбардировщик предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям в любое время суток. Может нести ядерное оружие.
Удивительно, но на авиашоу были почти незаметны люди с какой-то ярко выраженной патриотической символикой (георгиевские ленты, нарисованный на лице триколор и т.д.). Горожане просто пришли на праздник авиации.
Сегодня НАЗ обеспечен заказом от Министерства обороны России на годы вперед. По словам директора завода Сергея Смирнова (их приводит ИТАР-ТАСС), только в этом году предприятие выпустит 18 Су-34, а весь новый контракт Минобороны, подписанный в 2012 году, предусматривает до 2020 года производство еще 92 таких бомбардировщика.
Каждый Су-34 стоит порядка 1 млрд руб. То есть одно только производство боевых самолетов делает НАЗ крупнейшим промышленным предприятием города. Для сравнения: бюджет всего Новосибирска на 2014 год составляет менее 35 млрд руб., а строительство третьего моста через Обь (которое заняло несколько лет) обойдется в целом в 15 млрд руб.
Самым секретным продуктом, к которому имеет отношение НАЗ, считается истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Официальной информации об этом проекте крайне мало, но ряд высокопоставленных чиновников с гордостью заявляли о том, что именно в Новосибирске делаются кабины для этой экспериментальной пока машины — остальное собирают в Комсомольске-на-Амуре (на фото). Ориентировочная стоимость одного такого самолета может составить более 3,6 млрд руб.
Боевые самолеты — не единственная продукция НАЗ. Сейчас завод участвует в изготовлении гражданского лайнера компании «Сухой» — Sukhoi Superjet 100. Во всем мире производство таких машин разнесено по разным предприятиям, и в Новосибирске для него делают кабину. Для этого были приобретены специальные монтажные станы, которые делают работу монтажников более удобной.
Пока производство гражданских машин для НАЗ — это не основное направление, но «Сухой» планирует выпустить в этом году не менее 40 SSJ100. Стоимость такого самолета порядка $34,4 млн (1,224 млрд руб.). В отличие от Су-34 пассажирскому самолету вовсе не гарантирован рынок сбыта, но если «Сухому» удастся убедить авиакомпании в достоинствах своей машины, у новосибирского предприятия прибавится работы и в этом направлении.
Пока же завод занят прежде всего производством боевых машин. Сегодня в российской армии их порядка 45, но в ближайшие годы их количество должно вырасти до 150–200. Новая машина должна будет полностью заменить прежнюю модель Су-24. А значит, горожанам придется по-прежнему слушать грохот с неба.
Стас Соколов

Фото автора, фото 15 — РИА Новости, Алексей Дружинин
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления