NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

ясная погода, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

757мм 38%
Подробнее
3 Пробки
USD 94,07
EUR 99,93
Реклама
Город Исчез целый город

Исчез целый город

Пятьдесят тысяч новосибирцев бежали из деревни — власти НСО продолжают тратить бюджетные миллионы на поселения, где больше не живет никто

Ученые из СибУПК пришли к выводу — новосибирские деревни с каждым годом становятся все безлюдней. За последние 4 года они потеряли 50 тыс. человек — население небольшого города. В регионе остаются поселки с тремя дворами, там живут покинутые всеми старики. Скоро их дома совсем опустеют, но областной бюджет продолжит вкладывать в село миллиардные суммы. Как выглядит жизнь за сотни километров от города и что сделать, чтобы ее сохранить, — в материале НГС.НОВОСТИ.

Сибирские деревни с каждым годом приходят в упадок, и улучшений не предвидится — к такому выводу пришли ученые из Сибирского университета потребительской кооперации. Профессор Юрий Новоселов и кандидат экономических наук Эльвина Новоселова последние 5 лет ездили по отдаленным деревням, общались с местными жителями и собирали данные статистических исследований. Часть результатов они собрали в статье, опубликованной в сборнике научных трудов университета, — она посвящена демографическим проблемам в развитии сельских территорий.

Сейчас в сельской местности в СФО проживает 5,4 млн человек, но с каждым годом она «опустынивается», сегодня основная масса сельских поселений в НСО относится к группе малочисленных (от 0 до 200 жителей), говорится в исследовании. С 2007 по 2011 год в новосибирских селах стало на 50 тыс. человек меньше — число зарегистрированных жителей сократилось с 655 тыс. до 605 тыс. человек. Из 1566 сел и деревень в НСО 43 пустуют, в 57 значится меньше 10 жителей. По количеству необитаемых сел НСО занимает 2-е место по СФО — ее опережает только Республика Тыва, где в 46 населенных пунктах никто не проживает. В республиках Алтай и Хакасия таких сел по одному.

Причинами сокращения численности сельского населения исследователи считают бегство в города и неблагоприятную демографическую ситуацию.

Заместитель главы администрации Венгеровского района Наталья Гумалевская уверена, что сокращение произошло не за счет жителей малых сел и деревень — в последние 10–20 лет там доживают свой век одни и те же старики. «Они будут жить там до самой смерти — пока есть вода, дороги, и фонари горят на улицах», — рассуждает собеседница. По ее словам, в районе сейчас 5 сел с низкой численностью. В селе Ахтырка — 50 человек, в Вороново — 28, в Ячево — 17, в Тычкино и Улуцке — по 10. За последний десяток лет с карты района исчезло два села — Брусянино и Кругленькое. К моменту ликвидации они уже пустовали около 30 лет, вспомнила г-жа Гумалевская.

Эта сумма идет на содержание дорог, освещение, водоснабжение и снабжение продуктами. Есть еще деньги, которые перечисляются области по целевым программам. Судя по сводному перечню, размещенному на сайте областного минфина, областной бюджет перечисляет в районы субсидии и субвенции 80 видов. Действуют программы развития сельского хозяйства, обеспечения жильем детей-сирот, поддержки жилищного строительства, газификации и защиты от подтоплений.

Областной бюджет перечисляет деньги единым траншем муниципальным образованиям, они, в свою очередь, распределяют их между поселковыми администрациями — за каждой закреплено по 2–3 села. Поселки распределяют деньги, руководствуясь численностью зарегистрированных жителей, пояснили в министерстве.

Источник в правительстве НСО, пожелавший остаться анонимным, считает, что этот критерий не всегда объективен. В результате деньги «буксуют и распыляются» — на одного жителя малого поселка бюджет тратит гораздо больше денег, чем на жителя крупного села.

Значительная часть бюджетов сельсоветов уходит на содержание местных административных органов — это первое, что бросается в глаза при просмотре отчетов, рассуждает собеседник.

Чтобы областной бюджет перестал тратить лишние деньги, нужно укрупнить муниципальные образования — ликвидировать администрации поселков и отдать их в районное подчинение. Это не только сэкономило бы бюджетные деньги, но и избавило бы село от некомпетентных управленцев — многие из них продавцы и шоферы по образованию, знает собеседник.

Почтальон Ольга Ивановна рассказала, что в ее поселке Заливино (Кыштовский район) прописано около 400 человек, но половина по фактическому адресу не проживает — люди давно уехали в город. В соседней Садовке — селе на 10 домов — остались одна пожилая семейная пара и вдовец. Пустые дома разрушаются, местные разбирают их на дрова для печи. Вдовец беспробудно пьет, а пенсионеры выращивают овощи и разводят кур. Дети, живущие в соседней деревне, зовут их к себе, но старики отказываются. «Их никакой палкой оттуда не выгонишь», — говорит почтальон.

В год содержание одного такого поселка обходится бюджету области примерно в 400 тыс. руб. —

сюда включены расходы на грейдер, зимнюю очистку дорог от снега, уличное освещение, передвижной магазин и водоснабжение, рассчитал заместитель главы администрации Новосибирского района Дмитрий Эссауленко. По его словам, даже такие траты лежат грузом на местных администрациях, которым нужно еще и поддерживать в крупных деревнях коммуникации в жизнеспособном состоянии.

Переселение же «отшельников» потребует от государства единовременно большой суммы — выгодней ежегодно выделять деньги на их содержание. «Со временем мы придем к тому, что эти населенные пункты расформируются естественным путем — их жители уже преклонного возраста», — рассуждает он.

Профессор СибУПК Юрий Новоселов предупреждает: если государство не начнет развивать экономику в селах, ограничиваясь только социальными выплатами и дотациями, через десяток лет город окажется в кольце «распределенного по местности дома престарелых».

Когда старики умрут, в бесхозных домах поселятся «асоциальные бродяги и бомжи». «Мы оставим пустыню, это будет поле для бесконтрольного бандитизма — станет опасно выходить за деревенский забор», — рисует ученый возможный сценарий развития событий.

По его словам, в будущем возможно переселение жителей мелких сел в более крупные — по такому принципу было создано когда-то село Барлак. Для этого нужно развивать эти села — сейчас работы в них нет. В идеале нужно мотивировать крупных бизнесменов на создание рабочих мест, но в ближайшей перспективе можно хотя бы покупать у селян ягоды и грибы, обеспечивая им стабильный доход и спасая от безысходности, рассуждает г-н Новоселов.

Дарья Староверова

Фото Татьяны Кривенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления