NGS
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+15°

пасмурно, без осадков

ощущается как +15

1 м/c,

с-в.

746мм 79%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город Губернатор: «Город обижается на меня?»

Губернатор: «Город обижается на меня?»

Василий Юрченко раскритиковал мэра Новосибирска и рассказал, как его обманули со строительством метро

Утром 5 ноября, сразу после продолжительных ноябрьских выходных, губернатор НСО Василий Юрченко созвал журналистов на пресс-конференцию в большом зале правительства. В последний раз мероприятие такого формата он проводил почти полгода назад — в мае 2013 года. Губернатор объяснил, что в последнее время не всегда успевает отвечать на вопросы журналистов из-за плотного графика. Он отказался от вступительного слова — обычно в нем звучат цифры, иллюстрирующие успехи региона, — и предложил сразу перейти к беседе. Разговор длился чуть больше часа — Василий Юрченко рассказал, как будет строиться метро в Новосибирске, выразил осторожную поддержку организаторам форума «Интерра», попавшим под уголовное дело, и признался, что не может спокойно спать из-за проблем в Академгородке. Разговор постоянно возвращался к сокращению расходов бюджета в 2014 году — губернатор отметил, что переживает, но считает эту меру честной. Самые интересные фрагменты беседы с губернатором — в отчете НГС.НОВОСТИ.

В первом чтении принят бюджет. Ваше отношение к этому документу, насколько он соответствует задачам развития региона и как изменится ко второму чтению?

План социально-экономического развития и областной бюджет — это два главных документа, по которым развивается регион. Я отношусь к этим документам очень серьезно, они непростые, они сложные для понимания. Поэтому сегодня я дал поручение министерству финансов сделать такую форму бюджета, чтобы она была понятна простому человеку, у которого нет определенных знаний и навыков.

Следите ли вы за формированием городского бюджета и как оцениваете проект 2014 года, в котором серьезно сокращена расходная часть?

В июле этого года федеральное правительство внесло в Думу изменения в бюджетный кодекс — область получила право 10 % от НДФЛ изъять у муниципалов и поднять на свой уровень. В абсолютной величине, в условиях 2014 года, это 4,5 млрд руб. Мы решили — не будем забирать эти деньги. Мы большие, другими ресурсами будем наполняться. Это уважение к органам местного самоуправления со стороны правительства НСО.

Что касается уменьшения расходов Новосибирска по 2014 году — да, и у нас и по области снижены расходы. Просто надо иметь мужество, смелость, профессионализм честно говорить, какие будут реализовываться [проекты]. Мы это честно сделали. Снижение расходов в большей степени переживаю я как губернатор, потому что это непопулярная мера. Зато она честная — я могу смело смотреть в глаза главам районов и жителям области и говорить — вот это мы точно сделаем. И мы уточним план в первом квартале, когда будут сняты те риски, которые сегодня непонятны. При необходимости внесем изменения в закон об областном бюджете.

Минувшая страда была действительно выстрадана — постоянно шли дожди. Как вы оцениваете экономические результаты уборочной кампании?

Уборка еще не завершена, поэтому подводить итоги преждевременно. Пока убрано 92 % зерновых площадей, намолочено более 2 млн 600 тыс. тонн. Сравнивать с 2012 годом некорректно. Тогда была жесточайшая засуха, и наши селяне собрали 1,5 млн тонн зерна. Этого хватило только для обеспечения продовольственной безопасности региона. Этот год оказался не легче — дождь шел практически каждый день. Сначала он был в радость всем, но солнечных дней было мало.

Масса зерна оказалась на 25–30 % ниже нормы — ему не хватило солнечной энергии. Плюс осень — дождливые дни внесли серьезное напряжение в уборку.

Какие меры разрабатываются для привлечения инвесторов в Новосибирскую область в ближайшие годы?

Новая мера, которая принята правительством НСО в прошлом году, которую хорошо и долго вы освещали — кто-то с одной стороны, кто-то с другой, — это долгосрочная целевая программа маркетингового продвижения региона. Правда, большинство из вас забывали указывать, что эта программа рассчитана на 3 года, и писали просто — 600 млн на маркетинговое продвижение. Это некорректно. Остальные [меры привлечения инвесторов] традиционны.

Какие инвестпроекты вы считаете наиболее перспективными для региона на ближайшую пару лет?

Это промышленно-логистический парк, технопарк, биотехнопарк. Строительство распределительного центра Почты России, нового завода по производству лазерных систем — надеюсь, первая очередь будет построена до конца 2014 года. В рамках ПЛП [появятся] два завода по производству утеплителей — на базальте и кварцевом песке, итальянская компания построит завод по производству холодильного оборудования. Сегодня на начальной стадии проект Новосибирской агломерации. Это позволит на большой территории иметь одинаковые экономические законы для ведения бизнеса. Кроме того, важны инфраструктурные объекты, которые обеспечивает государство, — Восточный объезд.

Арбитражный суд прекратил рассмотрение иска СО РАН по подстанции «Академическая-2», которая была построена на деньги регионального бюджета и до сих пор не запущена. Какова позиция руководства области по этому вопросу?

Арбитражный суд показал абсурдность заявлений, которые были сделаны некоторыми должностными лицами. Правительство региона предлагало СО РАН как минимум 2-3 предложения по использованию подстанции «Академическая-2». Но все варианты были отвергнуты. Мне обидно, что приходится доказывать прописные истины — каждый должен заниматься своим делом. Не быть посредником и не обдирать людей и экономику дополнительной сбытовой надбавкой.

Подстанция «Академическая» сейчас находится в критическом состоянии. Я не сплю спокойно, потому что в любой момент может произойти техногенная авария, которая обесточит весь Советский район.

Была ли какая-то проверка в связи с уголовным делом в отношении Агентства регионального маркетинга?

Все процедуры, которые проводились в рамках «Интерры», были публичны и прозрачны. Это государственное бюджетное учреждение — там [действовали] нормы Бюджетного кодекса. Нарушений никаких не было выявлено. Если в ходе исполнения каких-то мероприятий [были] нарушения на следующем уровне — соисполнителей, исполнителей, которые обеспечивали проведение чего-то, — это не зона ответственности правительства НСО. [В АРМ] все нормально было.

По вашему мнению, они не виноваты?

Я не судья. Если следствие доведет это дело до суда и в суде будет доказана чья-то виновность, значит, так тому и быть. Но по той информации, которая у меня есть, не вижу там таких уж уголовных преступлений.

По-прежнему существует проблема точечной застройки — будет ли она решаться, или в таком большом городе это невозможно?

Нужно соблюдать правила предоставления земельных участков, [учитывать] сложившуюся застройку, защиту интересов граждан. Часть объектов, безусловно, построена в нарушение этих вещей — это не красит город. Но часть объектов была [неправильно] воспринята или подана. В частности, сквер у ЗСЖД. Понятно же было — решения логичные, правильные, — но почему людям не объяснили? Конечно, есть объекты, на которые без слез не глянешь. На Коммунистической возле музея Рериха построили очередной бизнес-центр. Сейчас [строитель] бегает вокруг меня и государственной инспекции — вы примите, мы же построили! А как? Я в один из выходных поехал сам [туда] на машине, заехал в арку, во двор заехал и ужаснулся: как можно было предоставить этот земельный участок для строительства? До какого цинизма нужно было дойти, чтобы на этом пятачке всунуть вот эту многоэтажку? Здесь нужно подниматься всем миром и бить по рукам нерадивым чиновникам, которые это делают и наживаются на этом.

Команда чиновников высшего уровня за последние годы не раз менялась. Текучка министерских кадров — это вынужденная мера?

Здесь, поверьте, субъективных факторов у меня не бывает. Я давно в управлении работаю. В 1985 году стал начальником цеха из 900 человек. Через 3 месяца пришлось принимать непростое решение — не все его поняли, но через полтора года сомневающихся не осталось. Не все решения [могут быть] понятны, потому что некоторые вещи просто нельзя говорить. Но поверьте — людьми мы не разбрасываемся. Если кто-то работает не максимально эффективно для развития НСО, ничего личного быть не может — только дело.

Как вы оцениваете уровень взаимоотношений, который сложился в Бердске между властью и бизнесом? Вывод об этих отношениях можно сделать из обнародованных недавно телефонных переговоров между мэром и Виктором Голубевым. Хотелось бы услышать ваше субъективное мнение.

Как будто я когда-то относился к Бердску субъективно. Я всегда прекрасно относился, решал конкретные вопросы, чтобы там не было коллапса.

Если это не публично и я не говорю об этом на камеры — это не значит, что я этого не делаю. Город Бердск, кстати, больше всех находится под контролем, но я не собираюсь идти и улицы мести за дворников. Я не знаю, о каких разговорах вы говорите, я не слышал никаких разговоров между Потаповым и… кем? Голубевым? Не слышал, комментировать не могу.

Не так давно вы подтвердили, что строительство метро в Новосибирске все-таки продолжится в 2014 году. Удалось ли нащупать рабочий механизм частно-государственного партнерства?

Понимание — как мы будем строить метро в Новосибирске — сегодня есть. Но [сроки сдвинулись] из-за плохой работы по разработке проектно-сметной документации по завершению Дзержинской линии и, к сожалению, обмана, который допустил руководитель заказчика, муниципального учреждения (вероятно, МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС). — Д.С.): он ввел меня в заблуждение, что проектируется метродепо, а на самом деле оно не проектировалось. Сегодня мы сформировали условия инвестиционного контракта, в ноябре должны по нему обеспечить юридическую чистоту.

Частно-государственное партнерство — его в кавычки можно взять. По большому счету, это отсрочка платежа. Компания построит, а мы рассчитываться будем на плече более длительном, чем строительство. И это будет не инвестор, а все-таки подрядчик. Инвестор — это тот, кто инвестирует деньги и возвращает инвестиции. А здесь он выполнит работу, но за счет своих возможностей и ресурсов. Пока интерес у организации, имеющей необходимое оборудование, компетенцию и персонал, [сохраняется]. Параметры — это как минимум 3 года строительства.

Весной много шума наделала новость о том, что «Макдоналдс» собирается построить рестораны в Новосибирске. Скажите, почему они так и не построены?

Наверное, это вопрос к компании «Макдоналдс», а не ко мне. Я проводил ряд совещаний. Я городу Новосибирску говорил, насколько это важно: во всем мире это знак качества для ведения бизнеса — если «Макдоналдс» есть, значит, бизнес можно и нужно развивать. Говорил: снимайте все барьеры, предоставляйте [землю], пусть строят. Почему не построили? Наверное, деньги кончились.

Сегодня много говорят о сокращении расходов бюджета — корректно ли выглядит на этом фоне решение управления делами НСО о реконструкции большого зала правительства на 90 млн руб.?

Я сейчас сам обострю ситуацию — это [разговор] из той же оперы, как некоторые выступали с инициативой губернаторам машины за 1,5 млн купить! Да нет проблем. Я в выходные вообще на своей часто езжу и люблю это делать.

Но до абсурда скатываться не надо. Можно и на велосипеды сесть. Но есть необходимый уровень позиционирования области. Мы не можем сегодня провести ряд значимых мероприятий государственного уровня — мы один из немногих субъектов РФ, который этой инфраструктуры не имеет. Должно быть помещение, в котором будет не стыдно проводить мероприятия государственного уровня, вручать награды, в том числе жителям области. Вы не знали, что большой зал правительства НСО является памятником? Я не знал. А закон для всех един — если мы от бизнеса требуем соблюдения всех норм по памятникам, то и сами должны соблюдать. Я посмотрю еще — наверное, вы что-то перепутали, может, там не один зал.

Дарья Староверова

Фото Екатерины Калиневич

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления