Над Советским районом пронесся гигантский град — ледяные глыбы размером с небольшой булыжник обрушились на крыши автомобилей и лишили садоводов урожая. Газоны покрылись сугробами, а город весь день содрогался от громовых раскатов. Жертвы стихии выстроились в очереди в страховые компании, но многие детали автомобилей уже не подлежат восстановлению. Упавшие на землю градины оказались самыми крупными за последние годы — они побили не только капоты и крыши, но и рекорд 60-летней давности. В ближайшем будущем число природных аномалий будет только расти, но синоптики не смогут их предсказывать — сокращенного финансирования не хватит на покупку нового оборудования. Откуда взялись рекордные градины и стоит ли ждать их возвращения — в материале НГС.НОВОСТИ.
Тучи сгустились над городом 30 июля после обеда. В промежутке 13:45 до 17:20 в разных частях города раздавались грозовые раскаты, а в Советском районе начался град, сообщили в Новосибирском Гидрометцентре. Сотрудники офисных зданий на ул. Тимакова вспоминают: около 15 часов по подоконникам забарабанило, затем гул стал нарастать — они приникли к стеклам, но не смогли ничего разглядеть за сплошной пеленой. Через полчаса зеленые газоны побелели — в кучах липкого снега отчетливо виднелись плотные ледяные градины размером с теннисный мяч, их следы глубоко впечатались в поверхность автомобилей.
Метеостанции град не зафиксировали — синоптикам пришлось выезжать на место самостоятельно, после многочисленных сообщений от очевидцев. «Разбитых стекол не видел, металл тоже не проломило, но крыши и капоты помяло основательно — они покрылись такими вмятинами, как целлюлит», — вспоминает начальник отдела специализированного гидрометобеспечения и маркетинга Новосибирского Гидрометцентра Сергей Пахомов. Он говорит, что на парковке было около 80 машин, в основном иномарки — «Тойоты», «Ниссаны», «Лексусы» и БМВ. Стоявшая у забора отечественная «Волга» выдержала удар лучше всех, удивляется Сергей Пахомов.
По словам синоптиков, плотные грозовые и градовые облака было видно даже со спутников. Очевидцы сообщают — в одном из дачных обществ Первомайского района молния попала в трансформатор, а градом побило урожай.
Пресс-секретарь Новосибирского Гидрометцентра Ренад Ягудин рассказал, что в последний раз град опасного размера (крупнее 2 см) был зафиксирован в Новосибирской области в 1953 году в районе Краснообска, на метеостанции «Огурцово». Тогда диаметр градин достигал 3–4 сантиметров.
30 июля 2013 года на землю посыпались ледяные шары размером с голубиное яйцо — 5–5,5 см в диаметре.
«Такие градины на территории юга Западной Сибири — одно из самых редких явлений, по-видимому, эта цифра близка к максимально возможной», — оценил Ренад Ягудин, подчеркнув, что из-за редкой сети метеостанций крупный град, выпавший в последние десятилетия, мог попросту не попасть в архивы.
Синоптик объяснил, что если облако достигает тропосферы, частички влаги, курсирующие в нем вверх и вниз, замерзают и укрупняются, сбиваясь в конгломераты, которые сыплются на землю в виде ледяных градин.
Предсказать, когда и где это случится, практически невозможно.
Даже «нашпигованные техникой» американцы предупреждают о градах и смерчах, в среднем, за 17 минут, знает г-н Ягудин. Он рассказал, что в Новосибирской области единственный допплеровский локатор, который может показать приближение стихии, работает в Барабинске — на Новосибирск радиус его действия не распространяется. «Предполагалась установка локаторов в «Толмачёво» в 2014 году. Он помогал бы обнаруживать [опасные] очаги и давать штормовые предупреждения. Но, учитывая курс правительства на сокращение финансирования Росгидромета, теперь этот проект под большим вопросом», — посетовал Ренад Ягудин. По его словам, Новосибирская область в ближайшие годы лишится 10–15 метеостанций — определенно, это не улучшит точность прогнозов.
Град крупнее 2 см относится к опасным погодным явлениям — они включены в перечень страховых случаев по автомобильному полису каско.
Сотрудник отдела возмещения убытков компании «Ингосстрах» рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что уже 31 июля к его столу выстроилась очередь из автомобилистов. «Повреждения очень серьезные. Пострадали стекла, крыши, капоты, крышки багажника. Некоторые элементы восстановлению не подлежат», — поделился страховщик. По его словам, там, где это возможно, ремонтом займутся дилерские центры. Владельцы автомобилей редких марок, детали для которых нужно заказывать из-за рубежа, получат денежные компенсации — в среднем по 15–30 тыс. руб. за одну деталь.
Хозяйка «Тойоты» Анна, сотрудница бизнес-центра на Тимакова, в тот день припарковалась под деревом. Ей это не помогло — градины отпечатались даже на дверях автомобиля. Она жалеет, что купила полис ОСАГО — он предусматривает компенсацию только в случае ДТП. Ремонт ей придется оплачивать из своего кошелька — выравнивание одной вмятины стоит около 500 руб., а их несколько десятков, сокрушается девушка.
Страховщикам впервые придется возмещать ущерб такому количеству побитых градом машин, считает г-н Пахомов. За справку от синоптиков каждый автовладелец платит 595 руб.— это федеральный тариф на государственную услугу, объяснил г-н Пахомов.
Руководитель Международного исследовательского центра при Институте мониторинга климатических систем СО РАН Евгений Гордов отметил, что крупный град в Новосибирске спровоцировали природные силы, малоизученные и трудные для прогнозирования. «5 см — это впечатляет. Чтобы град достиг такого размера, нужны аномальные условия — чтобы капли смерзлись на высоте в такую массу очень быстро», — рассуждает он.
Ученый не сомневается — в ближайшие годы локальных природных катаклизмов будет все больше, а прогнозировать их легче не станет.
«Мы видим множество отклонений от климатических норм, это засухи, наводнения, длительный холод или жара, цунами и ураганы», — перечислил г-н Гордов. Он уверен, что первыми отреагируют страховые компании: стоимость своих услуг их заставит пересмотреть сама природа.
Дарья Староверова
Фото Даны Хозеевой (1), Алексея Блошкина (2)