NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

облачно, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

южн.

754мм 31%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Реклама
Город «У меня в квартире прописаны 12 гастарбайтеров!»

«У меня в квартире прописаны 12 гастарбайтеров!»

Директор Хилокского рынка, националист, строитель и демограф вступили в спор — портят ли мигранты жизнь Новосибирску

В субботу, 9 февраля, около 10 активистов Национал-демократической партии провели в Первомайском сквере пикет за введение визового режима с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. Аналогичные пикеты прошли в других городах (Барнауле, Томске, Калининграде, Москве, Ростове-на-Дону, Липецке, Пскове). Корреспондент НГС.НОВОСТИ попросила оценить сегодняшнюю миграционную политику и ее перспективы организатора пикета, а также демографа и представителей отраслей бизнеса, где существенную роль играют приезжие из Средней Азии.

Мешают ли вам гастарбайтеры? Кому они вообще мешают?

Ростислав Антонов, руководитель отделения по НСО Национал-демократической партии, организатор новосибирского пикета за введение визового режима: «Гастарбайтеры — теневой сектор экономики: они не платят налоги, они провоцируют откаты в ЖКХ и строительстве. По сути дела, их наличие провоцирует работорговлю. Как гражданин, я не хочу жить в обществе, в котором существует работорговля. Мигранты бесправны, живут в недопустимых условиях, — и это порождает их агрессию по отношению к коренному населению. Недавно в Новосибирске была задержана банда таджиков и азербайджанцев, которые грабили прохожих. Только что появилась информация о том, что до суда доведено дело о новосибирских ваххабитах. У Таджикистана практически открыта граница с Афганистаном. И у меня нет никакой гарантии, что завтра в школу, где учатся мои дети, не привезут афганский героин».

Иван Сидоренко, гендиректор строительной компании «Энергомонтаж»: «Мне гастарбайтеры в жизни не мешают нисколько. Что касается рынка труда, то они не отнимают работу у квалифицированных специалистов. Сейчас, получив опыт и навыки, гастарбайтеры уже требуют те же деньги, что и квалифицированный рабочий из России. Получается, что конкуренция с российскими рабочими у них есть, но здоровая, не демпинговая. В тех же областях, где они конкурируют с низкооплачиваемыми неквалифицированными местными кадрами (землекопы, уборщики и т.д.), гастарбайтеры ликвидируют нехватку рабочих рук, которая возникла из-за непопулярности трудовых профессий».

Анатолий Зяблов, директор Хилокского рынка: «Не могу ответить с ходу на этот вопрос. Не задумывался. У меня вызывает сочувствие, когда я вижу, как эти люди стоят вдоль дороги и ждут, чтобы машина остановилась и кто-то взял их на работу. Я считаю, что иностранные рабочие должны ехать по вызову, когда четко оговорено, кому они нужны и зачем. У нас на рынке работают поставщики: приехали с грузом, отторговали, уехали. Разве не хорошо — люди привезли нам фрукты, которые у нас не произрастают, получили деньги, уехали назад к своей семье?».

Светлана Соболева, демограф и ведущий сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН: «У меня два года назад была история: меня вызвали в прокуратуру, потому что у меня в квартире оказались прописаны 12 гастарбайтеров. Какая-то женщина получила копию моего паспорта и их у меня за деньги прописывала. Пришлось ходить в суд, терять время. В этом плане, конечно, помешали, а в жизни — не мешают. Проблема в том, что гастарбайтеры находятся здесь в ненормальных условиях, от этого возникает криминализация, от которой страдаем и мы. Я за то, чтобы люди приезжали сюда не просто потому, что им так захотелось, а потому что они здесь нужны и для них созданы условия. В свое время у нас был совместный проект с финнами. И финны даже не могли понять, как может так случиться, что люди приезжают незваными и живут нелегально. Вот такая ситуация — идеальна. Если люди востребованы экономикой, нормально обустроены и нормально себя ведут — пусть приезжают. Что касается вопроса «мигранты занимают рабочие места», то вообще-то никто не может взять мигранта на легальное рабочее место, если на него претендует гражданин России».

Как вы относитесь к введению виз для гастарбайтеров?

Ростислав Антонов: «Наш пикет — попытка обратить внимание общества на сложившуюся ситуацию — с наркотиками, с этнической преступностью. Напомнить, что из-за открытых границ с Азией у нас никогда не будет безвизового режима с Европой. Нужно выбирать — в Европе мы или в Азии. В идеале решение должно быть таким: закрываем границы, вводим визы, и пусть люди, которые хотят у нас работать, учат русский язык, сдают экзамены, а консульства решают, пускать их или нет. Насколько я знаю, у нас 45 % мигрантов находится незаконно, и это грозит серьезным кризисом. Поток мигрантов нужно фильтровать и сокращать в разы. Он — тормоз модернизации. Когда есть люди, готовые делать что угодно за еду, — нет смысла развивать технику и это ведет в архаику».

Иван Сидоренко: «Никакой необходимости в визах нет. Сейчас, на мой взгляд, система квот настроена оптимально, и этого ограничения достаточно. Дело миграционной службы — высылать нелегальных. Но мы не в той ситуации, чтобы затруднять визовыми препонами въезд рабочей силы — она нам нужна».

Анатолий Зяблов: «К идее введения виз отношусь положительно. Потому что не секрет, что из этих стран к нам идет наркотрафик. Если же говорить о рабочей силе, то она востребована, но ее надо регулировать. Рассуждать, как именно регулировать, я бы не стал, потому что не настолько владею темой. Но не раз, беседуя с представителями УФМС, с которыми мы тесно сотрудничаем, я задавался мыслью: почему все, кто приезжает и получает гражданство РФ, селятся в больших городах? Почему нельзя сделать так: человека отправляют в деревню развивать там хозяйство, доказывать свою полезность для получения гражданства?».

Светлана Соболева: «Что-то определенно нужно делать, потому что нелегальная миграция очень значительная, и она растет — соответственно растет и связанный с ней теневой сектор. Квоты сокращаются, а людей от этого приезжает не меньше. Просто те, кто соответствует квотному режиму, устраиваются легально, а остальные — нелегально. Я затрудняюсь сказать, должны ли здесь помочь визы или что-то другое, но барьеры нужны. А сейчас они сняты — и идут лавины».

Стоит ли вводить ограничения на въезд гастарбайтеров, когда в ближайшие 10 лет у нас будет убыль населения?

Ростислав Антонов: «Есть расчеты, по которым, чтобы компенсировать гастарбайтеров, нам нужно повысить эффективность труда на 9 %. Я не считаю, что Россию нужно наполнять любой ценой. Завозя мигрантов, мы снижаем собственную рождаемость. Как? Не все русские имеют высшее образование и высокооплачиваемую специальность, а мы теряем места для неквалифицированных работников: дворники, продавцы и т.д. Соответственно есть люди, которые не смогут найти работу и прокормить семью, значит, не будут заводить детей».

Анатолий Зяблов: «С одной стороны, нам по плотности населения нужны приезжие. С другой стороны, люди, к нам приезжающие, должны становиться гражданами не по бумажке, а по-настоящему: чтобы они чувствовали, что это — их страна. А на сегодняшний день, мне кажется, Россия привлекательна для мигрантов экономически, а в остальном… Приезжают сюда за деньгами».

Светлана Соболева: «В ближайшие годы трудовые ресурсы страны будут сокращаться на миллион человек в год — привлечение иностранной рабочей силы будет необходимо. Но оно должно контролироваться — в отличие от того, что происходит сейчас. Придется ли сохранять прежние объемы привлечения иностранной рабочей силы, сокращать их или увеличивать — зависит от экономики. Если будут большие стройки, будут открываться предприятия — нам потребуются гастарбайтеры. А если будет как сейчас, то можно будет обойтись и своими силами с минимальным привлечением на работу, которая для нашего населения непривлекательна».

Елена Полякова

Фото Анны Золотовой (1), Ирины Малыгиной (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления