В середине января Новосибирск посетил датчанин Оле Нидал — 71-летний буддистский лама, принадлежащий к школе Карма Кагью направления ваджраяны, за сорок лет вдохновивший практиковать буддизм во множестве стран на пяти континентах. В Новосибирск он приезжает уже 20 лет, поэтому имеет представление и о городе, и о сибиряках. Будучи светским сайтом, НГС.НОВОСТИ решил обратиться к ламе не как к буддистскому учителю, а просто как к умудренному опытом человеку с тем, чтобы он ответил на самые трудные вопросы нашей повседневной реальности.
Лама Оле, вопросы мои будут касаться не религии, а буддистского взгляда на наиболее болезненные социальные проблемы Новосибирска и России. Первый вопрос связан с проблемой бездомных собак и кошек. В Новосибирске их очень много. Власти в большинстве случаев просто убивают животных. Горожане организовывают приюты, но сил и денег на всех не хватает. Проблема не решается, и собаки досаждают людям. С буддистской точки зрения, возможно ли убийство бездомных животных?
Я счастлив, что не отвечаю за это. Я всегда защищаю слабых, и вообще защита слабых, будь это женщины, дети или животные — знак качества цивилизации. В Европе бездомных животных стерилизуют, а потом заботятся о них в различных заведениях. С буддистской точки зрения, у животных есть ум. Они хотят счастья и не хотят боли. Они ведут себя хорошо, когда хорошо себя чувствуют, ведут себя плохо — когда чувствуют плохо. Что касается конкретных мер, все зависит от того, сколько есть денег. Думаю, необходимо какое-то место, где они могут жить и не размножаться — хорошо бы, если за территорией города. В Европе бездомных животных практически не видно. А у меня так много людей, о которых я забочусь, что животных я не замечаю. За свою жизнь я не убил ни одного животного, мне приходилось сильно тормозить, но я не сбивал их. Кроме одной птички в Пенсильвании. Американцам разрешают ездить 55 миль в час, а я ехал в два раза быстрее, птицы там не привыкли к европейским скоростям. Я уверен, она ушла в хорошее перерождение. Это было 35 лет назад.
Прошлые ноябрь-декабрь выдались очень холодными, на улице стояли морозы, минус 30–40 градусов. Люди стояли в пробках, им было холодно, они смотрели на серый, уродливый город, и их охватывало отчаяние. Как можно сохранить жизнерадостность в такой ситуации?
Я думаю, мантры очень полезны. «Ом мани пеме хунг» — широко используемая тибетская мантра. Благодаря вибрации слога «ом» убирается гордость, «ма» — ревность, «ни» — привязанность, «пе» — неведение, «ме» — удаляет жадность, «хунг» — гнев. Повторение этой мантры помогло очень многим людям в опасных ситуациях, в том числе — тибетцам, когда они бежали от китайцев. Слово «мантра» на санскрите обозначает «защитный звук».
Но мысль о том, что другим плохо, вряд ли может дать нам ощущение радости.
Такая мысль дает нам задание. А хорошо выполненное задание приносит радость. Я бы сказал, это хорошая отправная точка. Могу добавить: если человек думает о себе, у него проблемы, если о других — у него интересная задача.
В Новосибирске людей очень волнует введение ювенальной юстиции. Люди боятся, что за проступки у них будут отбирать детей — якобы так происходит в Америке. При этом физическое насилие над детьми в семьях большая проблема для Сибири и России в целом.
Я не уверен, что такое есть в Америке. Возможно, в каких-то штатах. Единственное, что я могу сказать, это нечестно, когда 80-килограммовый организм бьет 15-килограммовый. Это отвратительно.
В последнее время в Новосибирске наблюдается наплыв мигрантов из Средней Азии, в основном, мусульман. Горожане опасаются этого, а националисты на этом играют. Как Вам кажется, есть ли, чего опасаться?,
Здесь нужно действовать пошагово, и ваша задача — делать этих людей цивилизованными. Что касается мусульманства, то если их муллы — салафиты, это опасно. Те мусульмане, которые находятся под влиянием Саудовской Аравии, опасны. Это касается и Европы, и у вас, наверняка, то же самое.
В России авторитарная, коррумпированная и неэффективная власть. История России показывает плачевные результаты, и мало кто верит в перемены. Эта ситуация многих вгоняет в депрессию. Что бы Вы могли посоветовать?
Если вы не можете изменить большую картинку, измените маленькую.
Общайтесь с соседями, знакомьтесь с людьми, выезжайте с ними на природу, играйте в шахматы. Если вы не умеете жить в большой семье, учитесь жить в маленькой.
Здесь американцы очень умны. Даже в самых маленьких городах есть клубы для пожилых людей, где они встречаются, играют в карты, знакомятся, предаются воспоминаниям. Это очень хорошо. Если только это не политизированные собрания. Политику лучше отсюда выбросить, оставить только идеи гуманизма.
Просто дружелюбное общение может помочь против коррупции и авторитаризма?
Да, потому что люди видят глупость того, что они делают, видят, что это не имеет никакого смысла. И когда старые люди, у которых есть опыт жизни в мире, скажут, что это не хорошо, это будет полезно для общества. И это поможет противодействовать таким настроениям, когда люди в возрасте чувствуют себя ненужными, когда их дети покинули дом. Нужно понимать, что цель жизни это не только родить несколько детей, но и передать свой опыт дальше.
Лама Оле, Вы много ездили по Сибири. Как Вам кажется, сибиряки отличаются от других россиян и жителей других стран?
Мало чем. Условия у вас отличаются — это правда. Вы хотите счастья и хотите избежать страданий. Может, потому что здесь все вокруг больше, мышление у сибиряков более блочное. Люди часто думают, что должно быть именно так, а не иначе. На Западе больше уровней коммуникаций, там очень серьезно относятся к чувствам, хотя они постоянно меняются. По какой-то странной причине люди думают, что их чувства очень важны.
Тут не так?
Тут мышление происходит блоками. Я имею в виду — сейчас есть ревность, потом гордость, потом что-то еще. Кроме того, такое замечательное качество, как щедрость, у вас работает лучше, чем на Западе. Возможно, потому что вы осознаете, что если вы этого не сделаете, то никто — в том числе государство — этого не сделает. Здесь гораздо больше людей, которые интересуются и хотят помочь. И я вижу в этом очень много зрелости.
Владимир Иткин
Фото Ирины Малыгиной