В 2013 году улица Ленина станет пешеходной — об этом сообщил на прошлой неделе мэр Владимир Городецкий. Предполагается, что отсутствие транспорта превратит улицу Ленина в туристическую Мекку, наподобие московского Арбата. Однако опрос на сайте НГС.НОВОСТИ показал, что одобряют инициативу властей далеко не все: только 38 % считают «пешеходное решение» правильным, отрицательно же к нему относятся около 47 % участников опроса. Больше всего идея не понравилась хозяевам автомобилей, работающим в близлежащих офисах. По их мнению, в результате непродуманной и популистской политики ситуация с пробками в Железнодорожном районе усугубится.
О пешеходном статусе улицы Ленина городские власти впервые задумались еще в начале 1980-х годов, когда в Москве решили освободить от транспорта Арбат и Кузнецкий мост. С тех пор идея муссировалась на круглых столах, но дальше этого дело не шло. От транспорта улицу Ленина освобождали считанные разы — во время форума «Интерра» и двух летних праздников, организованных кинотеатром «Победа».
26 июля во время онлайн-конференции в пресс-центре НГС.НОВОСТИ губернатор Василий Юрченко заявил: «Мне очень хочется, чтобы в Новосибирске появились пешеходные улицы. Я рассматривал эту ситуацию и вижу единственную пешеходную улицу, которая может быть, это улица Ленина — в полноценном, комфортном, удобном для горожан и гостей облике. Генпланом это предусмотрено, нужно просто принимать более быстрые решения и ускорять реализацию этого проекта».
На следующий день слова губернатора развил мэр Владимир Городецкий. Он рассказал, что в 2013 году начнется снос гостиницы «Центральной» и сооружение подземной парковки под площадью Ленина.
Парадоксальность слов губернатора и мэра заключалась в том, что неделей ранее главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов выступил с противоположным по смыслу заявлением: «Чтобы сделать пешеходную зону, как это принято на Западе и в мировой практике, необходимо сделать подземный дубль. Возьмите Дюссельдорф, там же центральная часть вообще пешеходная, потому что все транспортные загрузки происходят под землей».
Если подземного дублера не будет, ситуация с пробками в Железнодорожном районе, по его мнению, усугубится.
Бывший главный архитектор Валерий Арбатский со словами своего преемника согласился: «Внедряться в центральную часть города сложно — для этого нужно провести реконструкцию транспортной сети и создать независимые от улицы Ленина подъезды в жилые дворы, действительно туннели какие-то, решить ситуацию с парковками и загрузками в магазины». Господин Арбатский считает, что более перспективный для пешеходной зоны вариант — Театральный бульвар, соединяющий ЦПКиО с театром «Глобус».
Пешеходный статус улицы Ленина не вызвал радости у директоров кинотеатра «Победа» и Универсама, которые предпочли отказаться от комментариев. Обитатели офисов на Ленина тоже отнеслись к идее властей достаточно кисло. «Я не поддерживаю это начинание, — говорит Егор Егошин, директор компании «АГТ-Сибирь» (ул. Ленина, 12). — Я не верю, что успеют к следующему лету построить подземную парковку под площадью Ленина.
Мы живем не первый год в России и знаем, как все будет: сначала запретят движение, а потом поймут, что некуда машины ставить. С другой стороны, вспомним «Интерру» и подумаем, что было такого хорошего в пешеходности. У улицы большие тротуары, почему по ним не гулять, я не понимаю».
Автомобилисты считают, что пробки в результате возникнут обязательно. «Это решение чисто эмоциональное, а с точки зрения пропускной способности непродуманное, — рассуждает Илья Батемиров, координатор «Федерации автовладельцев России». — В первое время точно будут пробки. Сейчас единственная возможность заехать с площади Ленина в тихий центр или на Димитровский мост — это по улице Ленина».
В то же время руководитель пресс-службы ГИБДД Новосибирска Сергей Страдымов не согласился, что закрытие Ленина приведет к транспортному коллапсу. Опыт «Интерры», по его словам, показал жизнеспособность пешеходной модели.
Аргументация противников бестранспортной улицы Ленина слаба, считает архитектор Игорь Поповский, на протяжении многих лет бывший идеологом пешеходных улиц:
«Сейчас, когда мы потакаем автотранспорту, мы создаем все больше комфорта для автомобилистов, и они все больше требуют — парковки, расширение улиц. Это неправильно!
По «пешеходному» пути пошли большинство городов мира — и Лондон, и Париж, и Нью-Йорк — и все понимают, что поддерживая автомобильный трафик в центральных частях города, мы будем иметь только пробки и склад автомобилей».
По мнению Игоря Поповского, пешеходная улица Ленина станет местом, где сосредоточены кофейни, сувенирные лавки, рестораны, бутики, красивая мостовая, интересные малые архитектурные формы.
«Вы приедьте в Томск, где на набережной стоит до блеска начищенный Чехов — там очередь, чтобы сфотографироваться! У нас будет то же. Когда молодой человек спросит у своей любимой: «Где встретимся?». Она скажет: «На Ленина, где же еще». Раньше влюбленные ждали друг друга у колоннады оперного театра, у кинотеатра Маяковского. Стояли с цветами. А сейчас подъезжают в машинах и бибикают. Нет романтики встречи — одни автомобили и абсолютно электронные люди. Где у нас можно улыбнуться друг другу? На перекрестке, где тебя раздавят? Я уверен, после перекрытия Ленина людям так понравится, что они придут к мэру и скажут, чтобы перекрыли половину центра».
Владимир Иткин
Фото Стаса Соколова