NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

облачно, без осадков

ощущается как +15

2 м/c,

ю-в.

742мм 50%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город «Народ у нас творческий»

«Народ у нас творческий»

61 % населения не представляет жизнь без мата — он спасает людей от агрессии, помогает воспитывать младших и экономит умственную энергию

Кабаре-кафе «Бродячая собака» запустило цикл летних лекций под лозунгом «Отдохни с умом». Первая лекция была посвящена нецензурным выражениям, рассказывала о которых профессор кафедры филологии НГТУ Галина Мандрикова. Узнать больше о нецензурной лексике пришло так много людей, что части пришлось стоять у барной стойки и сидеть на ступеньках. Корреспондент НГС.НОВОСТИ поговорила с Галиной Мандриковой о том, кто больше всего матерится, зачем люди это делают и больше ли в нашем языке матов, чем у представителей других народов.

Справка: Мандрикова Галина Михайловна — профессор кафедры филологии НГТУ, доктор филологических наук. Читает курсы по лексикологии, лексикографии, методике преподавания русского языка как иностранного, методике преподавания иностранных языков, современным образовательным технологиям.

Кто матерится? Каков социальный портрет таких людей: пол, возраст, профессия, достаток?

Матерятся все или почти все. Есть люди, которые не делают это абсолютно ни под каким видом, причем они могут быть из совершенно разных слоев общества, разного уровня образования, пола и возраста. И то же самое можно сказать про тех, кто использует подобную лексику.

Просто люди прекрасно понимают, что это то, в чем не очень приятно признаваться. Мне кажется, что 61 % — это те, кто постоянно это делает и считает мат частью своей речи. А есть еще немалая часть людей, которая «выражается» время от времени, в какие-то особые моменты. Поэтому говорить о социальном портрете сложно. Когда ты слышишь грубую брань, например, от прелестных молодых девушек совсем не ПТУшного вида в стенах университета, или от довольно пожилых уважаемых людей, которые выясняют отношения в трамвае, или от очень интеллигентных журналистов или актеров,

возникает вполне закономерный вопрос: «А кто этого не делает?».

В тех данных, которыми я пользовалась, портрет представлен такой: это мужчина за сорок, с машиной, имеющий приличную работу, вполне обеспеченный и, как правило, семьянин. Радует, что пока это все-таки мужской портрет. Хотя любой ваш читатель скажет, что женщины тоже используют непечатное слово.

А почему люди матерятся?

Ученые, которые занимаются проблемами так называемой табуированной высокоэкспрессивной лексики, которая в простом русском разговорном языке именуется матом, выявили достаточно много причин. Поговорим об основных. Во-первых, нецензурную лексику используют для психофизиологической разрядки организма, проще говоря, для снятия стресса. Кто из нас в минуту душевной невзгоды, терпя боль, душевную или физическую, сталкиваясь с несправедливостью, обижаясь или гневаясь, не высказывался таким образом?

Галина Мандрикова: «Слишком много мата в обществе — это, конечно, показатель агрессии»

Это нормальная реакция человеческого организма, избавляющегося от отрицательной энергии. В тот момент, когда человек вместо того, чтобы проломить голову своему недругу, просто обложил его крепким словом, люди сделали огромный цивилизационный шаг вперед.

Другая причина, по которой люди используют инвективную (оскорбительную) лексику, — это исполнение ее прямой функции, а именно — оскорбить и обидеть.

В-третьих, высокоэкспрессивные выражения экономят умственную энергию, поскольку с их помощью можно назвать любой предмет или объект окружающей действительности, выразить любое действие и оценить все что угодно.

Следующая функция — это выражение эмоций при воспитательном, образовательном или производственном процессе. И эти эмоции призваны интенсифицировать этот процесс — подогнать нерадивого, заставить кого-то выполнять работу лучше. Их используют люди, склонные к тяжелой и/или трудной работе.

Как относятся к этому слушатели? В каких случаях на это нужно оскорбляться?

Это каждый решает сам, потому что понятие оскорбительности и непристойности очень относительно. Когда-то фраза «Я высморкалась» звучала в некоторых кругах не вполне прилично и заменялась чем-то вроде «Я обошлась посредством платка». Это всегда вопрос культуры речевого поведения, которая сложилась в обществе. Кто-то понимает, что мат не направлен на них, это просто звуковая оболочка, которая не несет угрозы, — «мы матом не ругаемся — мы на нем разговариваем!». А для кого-то сам факт произнесения этих слов в его присутствии уже оскорбителен, хотя говорящие просто обсуждают свои проблемы.

Больше ли в русском языке сквернословия по сравнению с другими языками? И что оскорбляет представителей других культур так, как не оскорбляет нас?

В других языках достаточно своих выражений, которые задевают человека. И иногда их даже больше. Если мы вернемся к тому, что основные функции инвективы — это выброс отрицательной энергии и поношение кого-то, то трудно представить, что есть такие народы, представители которых не испытывают подобных чувств и не имеют врагов. Иногда ругательства заимствуются, но не потому, что своих мало. Когда ты не понимаешь силу этих ругательств и для тебя за ними ничего не стоит, их не сложно использовать.

Что такое послать по матушке, каждый русский понимает, потому что для нас образ матери очень ценен. А английский, французский, немецкий или китайский человек, произнеся эти слова, не почувствует силы этой инвективы.

То, что оскорбляется в других культурах, всегда зависит от того, что в них особенно ценится. Например, немцы и японцы — очень большие аккуратисты и сторонники чистоты и порядка, поэтому их оскорбления связаны с обвинением в нечистоплотности. Итальянцам и испанцам очень дорог образ Мадонны, поэтому там оскорбления связаны с богохульствами вроде «Мадонна путана».

У малых народов, живущих на грани вымирания, различного рода сексуальные намеки вообще не являются оскорблением, а приветствуются,

поэтому все наши ругательства, большая часть которых носит сексуальный характер, для них вообще бессмысленна. У них ругательства связаны с другими вещами — с умением ловить рыбу, добывать зверя и подобными.

Каково будущее этих выражений — в прессе, литературе, кино, ТВ, школе? Станет ли отношение к ним другим или они сами станут другими?

Как известно, если хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Любой прогноз в этом отношении малопродуктивен. Инвективная лексика сохранилась со времен язычества, она не исчезла с принятием христианства, хотя церковь активно с ней боролась. Сила инвективы уже не в знании того смысла, который в ней заложен, а в самой форме.

Когда женщине говорят «Пошла ты на …», то бессмысленность этого выражения удивляет. С другой стороны, понятно, что человеку все равно, что он произносит, ведь все знают, что это выражение грубое, матерное и по отношению к человеку — мужчине или женщине — оскорбительно.

У такой лексики есть постоянный состав, а есть и вариативная часть, потому что народ у нас творческий, недаром же есть ссылки на «трехэтажный мат» в устах виртуозов. В обществе отношение к сквернословию то более терпимое, то менее терпимое. Когда в стране начинается «разброд и шатание», рушатся социальные устои, то и нормы литературного языка становятся размытыми и мат «легализуется». Слишком много мата в обществе — это, конечно, показатель агрессии. Когда наступает экономическое и социальное благополучие, общество начинает активно обсуждать состояние языка: «Ах, русский язык гибнет, нормы должны стоять незыблемо, никакой инвективы, куда мы катимся!». Вот так, на мой взгляд, мы и живем: то миримся с грубостью в языке, то боремся с нею…

А давайте снова вернем мат туда, где ему место. Пусть его используют мужчины, если хотят, в своих воинских, трудовых, спортивных и так далее коллективах, оптимизируя и интенсифицируя свои воспитательные и производственные процессы, — без детей и женщин.

Любой также может с удовольствием материться у себя дома, например, упав с кровати, со стремянки, ударив молотком по пальцу. Это нормально, его никто за это не осудит. Но не надо при детях, не надо ругать женщин, не надо втягивать в общественных местах других людей в сферу своего инвективного существования. Я за то, чтобы об этом говорить: читать лекции, объяснять происхождение брани, предлагать подумать над своей речью. Кстати, по моим наблюдениям, если попросить человека прекратить материться, он, как правило, реагирует. Редко кто начинает спорить, особенно если это предлагают взрослые и сильные мужчины, или пожилые люди, или дети, или молодые красивые девушки. Я понимаю, что не со всеми и всегда можно вступать в подобные разговоры. Но если можно, не проходите мимо!

Елена Сафронова

Фото thinkstockphotos.com (1), Стаса Соколова (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления