NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, дождь

ощущается как +15

3 м/c,

с-з.

743мм 68%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город В. Фефелов: «Расширяться можно вглубь»

В. Фефелов: «Расширяться можно вглубь»

Подземная парковка под площадью Ленина стала главным архитектурным достижением Новосибирска

«Я не люблю ставить под сомнение действия моего предшественника»

В Новосибирске наступает эпоха подземного строительства. Главный архитектор города Владимир Фефелов признался на пресс-конференции 6 сентября, что ему импонирует направление «подземный урбанизм», и главным архитектурным объектом ближайших лет в Новосибирске он назвал трехуровневую парковку под площадью Ленина. Кроме того, господин архитектор верит в будущее общественного транспорта и сам довольно часто ездит на метро. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, почему господин Фефелов выступает против строительства торговых центров на Большевистской и, наоборот, не хочет выступать против точечной застройки.

Справка: Владимир Фефелов назначен на должность заместителя начальника департамента строительства и архитектуры мэрии – главного архитектора Новосибирска с 15 июня 2009 года. Владимир Васильевич в 1978 году окончил Новосибирский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева по специальности «архитектура». По окончании института Фефелов работал в проектном институте «Сибгипротранс», а с 1986 по 2002 в ОАО «Новосибирский государственный проектный институт». С 2002 года возглавлял ООО «АПМ Фефелова В.В.». (novo-sibirsk.ru)

Правительство НСО выпустило распоряжение, которое должно ограничить точечную застройку. Предполагается учитывать мнение жителей соседних домов. Будет ли это постановление работать?

С постановлением я пока еще не ознакомился. Вопросы точечной застройки — достаточно болезненные. Я никогда не говорил, не говорю и не буду говорить, что я против точечной застройки. Все зависит от сложившейся градостроительной ситуации с точки зрения создания среды обитания. Термина «точечная застройка» не существует, и нельзя говорить по каждому конкретному случаю: «Вот здесь плохо». Существуют нормативы и регламенты, нормативы нагрузки на тот или иной земельный участок. Понимаете, у нас существуют дворы, которые находятся в плачевном состоянии, отдельные участки предполагались в свое время под застройку, но по тем или иным причинам были не реализованы, ведь до недавнего времени мы не могли строить дома выше 50 метров.

Это касается и вопросов благоустройства, и вопросов парковочного пространства, и функциональной связи с транспортом и инженерной инфраструктурой. Решая этот вопрос, к нему надо подходить очень осторожно.

На публичных слушаниях по районам города жители почти всегда высказывают претензии к архитекторам. Если мнение жителей будет учитываться по каждому объекту, не превратит ли это застройку города в постоянное обсуждение?

Пока российским законодательством не предусмотрено обсуждение каждого конкретного дома. Другое дело, что, когда строится то или иное здание, на местном собрании жители вправе высказать свои претензии. Но если мы будем обсуждать каждый дом, это будут сплошные публичные слушания. Я вообще сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом. А так получается, что в медицине и архитектуре все очень знающие люди.

Какие знаковые объекты появятся в городе в ближайшей перспективе?

На президиуме градостроительного совета уже обсуждался проект строительства паркинга под площадью Ленина. Сейчас весьма серьезная проблема именно транспортная. В центральной части Парижа такие проблемы были решены в 1969 году, поэтому вы можете делать вывод, насколько мы отстаем.

Парковка будет примерно на 1000 машино-мест. Возможно было бы сделать больше, но, к сожалению, наши службы не берут на себя ответственность при эксплуатации подобной парковки.

За рубежом строятся и пяти-, и восьмиуровневые подземные парковки. Первый уровень под площадью — это чисто пространство общественного назначения. Чтобы попасть в нужное место площади, нам не надо будет ходить через светофоры — все это будет решаться на первом уровне. Второй и третий уровни — это сама парковка.

«Чтобы попасть в нужное место площади, нам не надо будет ходить через светофоры»

Еще очень важный момент, который мы обсуждали и сегодня еще будем обсуждать у мэра, — это последовательность реализации этого проекта. Стройгенплан и очередность строительства — все это намечено большими мазками, но конкретные сроки того или иного этапа строительства зависят от частного инвестора.

Станция метро не помешает?

Нет. Есть такое течение в организации подземного пространства — называется «подземный урбанизм». Это тот самый момент, когда можно было решить проблему площади Ленина, прилегающих улиц и хотелось бы создать единое пространство. Но, к сожалению, у нас метро мелкого заложения, и объединение хотя бы на первом уровне технически не получается.

Создателями стройгенплана называются такие сроки по участкам: вот, например, берем мы улицу Ленина и здание банка (Красный проспект, 27. — К.П.) — в пределах 2–3 месяцев. Потом он начинает функционировать, перекрывается другой участок с тем, чтобы существующие транспортные потоки остались неизменными.

Первую очередь заказчик начнет реализовывать с гостиницы на ул. Ленина. Это демонтаж существующего здания, есть желание построить там более современное здание, отвечающее статусу нашего города, и параллельно создать там дополнительные парковочные места. Второй этап реализации этого проекта — то, о чем я говорил.

Вы имеете в виду гостиницу «Центральная»?

Да.

Значит, заказчик этого строительства «Мария-Ра»?

Да.

На углу улиц Советская и Орджоникидзе есть брошенный участок. Какова его судьба?

Сейчас принято решение, я не знаю, постоянное оно или временное, но задача поставлена: вместо здания разбить там сквер.

«Построив объект (ТРЦ «Аура». — К.П.), мы создаем проблему, которая решится в будущем»

Бывший главный архитектор Валерий Арбатский в интервью НГС.НОВОСТИ назвал Новосибирск «большой деревней». Разделяете это мнение?

Знаете, некоторая неорганизованность городской среды в застройке присутствует. Нельзя говорить «большая деревня». Ну Москва по сравнению с Санкт-Петербургом… По-моему, аналогии можно проводить бесконечно. Как раз и присутствует желание каким-то образом упорядочить эту сложившуюся неорганизованность.

После прихода Собянина в Москве начали говорить о градостроительных ошибках прежнего мэра. Есть ли такие ошибки в Новосибирске?

Я не люблю ставить под сомнение действия моего предшественника. Градостроительные ошибки — это очень болезненная тема не только для Москвы, но и для Новосибирска. Вот, например, сейчас очень много предложений застраивать улицу Большевистскую и Бердское шоссе. Это хорошо и удобно: сел на машину, приехал и купил все необходимое. Но въезды и выезды из торговых центров сопряжены с большими сложностями. Взять комплекс METRO Cash&Carry. Они построили развязку, чтобы нормально функционировать. Или взять ту же IKEA. Чтобы нормально работать, они, по сути, реконструировали существующую дорожную сеть. Чтобы не совершать градостроительных ошибок, при размещении торговых комплексов требуется реконструкция транспортной сети.

В воскресенье на перекрестке у ТРЦ «Аура» столкнулись две машины. Пять человек пострадали. Почему одни торговые центры строят развязки, а другие нет?

Если посмотреть схему транспортного развития конкретно этого района и конкретно этого места, то предполагается, что там будут развязки и все остальное. Вопрос, когда и в каком объеме. Необходимо чуть дальше построить магистраль с Ипподромской — там оставлен участок под это дело. Построив объект, мы создаем проблему, которая решится в будущем. А сейчас как к этому относиться? Отрицательно. Взять ту же проблему с площадью Калинина и по Красному проспекту. Площадь Калинина вообще болезненное место, потому что там парковочные вопросы вообще никак не решены.

Месяц назад глава администрации Железнодорожного района Новосибирска Сергей Говтва выступил за расширение улицы 1905 года. Что вы думаете об этом предложении и есть ли еще улицы, которые надо расширить?

Я понимаю, почему он это говорит. Только я вам сейчас задам задачку на размышление. В центральной части Парижа улицы не становятся шире. Они как были построены в XIX веке, так и остаются. Но обратите внимание: там нет пробок. Почему? Ведь в конечном итоге транспортная схема определяется пропускной способностью улицы, а она определяется шириной проезжей части. Если проезжая часть заставлена автомобилями, о какой пропускной способности мы можем говорить? В Париже эта проблема была решена: там висит очень большой знак «Остановка запрещена». Как у нас относятся к этим знакам, объяснять не надо. Кстати, такая же история в центральной части Петербурга.

В нормальных цивилизованных городах — Лондон, Гамбург и так далее — происходит смещение приоритетов с частного на общественный транспорт.

Плюс создание системы перехватывающих парковок, к которой мы только сейчас приближаемся. В частности, принято такое решение по площади Маркса. Но вот на Романова была построена первая автоматизированная парковка. Но она пустует. Наши водители — нигилисты, они игнорируют знаки, хотя работают эвакуаторы. Но другого пути, кроме как вводить цену за парковочное место, нет. Во всяком случае, в цивилизованном мире никто еще ничего другого не придумал. Рано или поздно мы к этому должны прийти.

Вы сказали о значении общественного транспорта, а вы сами за какую станцию метро — «Доватора» или «Площадь Станиславского»?

Метро вообще хорошо. Бывает, постоишь на остановке, а потом спускаешься, потому что железно знаешь, что через 10 минут точно уедешь. Независимо от погодных условий или наличия пробок. Но при развитии этого вида транспорта важно создание перехватывающих парковок на конечных станциях метро с тем, чтобы исключить лишние автомобили из транспортной схемы в центральной части города, где у нас явный перегруз.

И все-таки какая станция важнее? Куда важнее развивать город?

Честно, я не могу сейчас сказать. Жизнь определяет дальнейшее развитие. Появятся могучие инвесторы или необходимое количество жителей, и при строительстве метро это будет учитываться. Сейчас, к сожалению, строительство метро практически прекращено, но будем надеяться на лучшее.

Каковы перспективы реконструкции хрущевок в Новосибирске?

Все зависит от типологии дома. Как правило, хрущевки в кирпичном исполнении имеют продольные несущие конструкции, и конструктив позволяет осуществлять реконструкцию — расширение, развитие и качественно менять проживание в этом доме. Если мы говорим о панельных домах, то морально и физически они уже устарели. Я говорю с упором на слово «физически». Так или иначе, с ними надо что-то делать, но реконструкции они не поддаются. Как сказал в свое время Виктор Александрович Толоконский, необходим «ковровый снос».

Вопрос о расширении границ Новосибирска уже снят?

Нет, вопрос не снят. Это проблема дальнейшего развития Академгородка. Государством принят закон, на основании которого заслуженные люди имеют право получить бесплатный участок для строительства жилья. У нас сейчас таких заявлений от людей, которые пользуются льготами, порядка 10 тысяч в городе. Умножьте на 10 соток плюс транспортные и инженерные коридоры — и сможете понять, сколько это займет места.

Расширение городской черты предполагается — вы же знаете пример Москвы. Но ведь развиваться не значит «вширь». Расширяться можно и вглубь.

Изменится ли облик города? Останется ли хай-тек главенствующим стилем в архитектуре?

Конечно, внешний облик города будет меняться, и я надеюсь, что к лучшему. Я кое-что создал в хай-теке, потом мне стало скучно, и я ушел в другой стиль. Хай-тек — это же не вечно. Архитектура развивается по спирали. Хай-тек сейчас модный, потому что он стеклянный, прозрачный, как говорят, современный и весь из себя такой: ночью горит, днем отражает. Но это не сибирская архитектура. Это хорошо в Италии и Германии. Зайдите в павильон Норвегии, Дании, Швеции — тех, кто нам близок по климатическим условиям. Вы там не найдете хай-тека. Просто там нет даже запаха его.

Константин Пономарев

Фото автора (1, 3), Татьяны Кривенко (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления