В Новосибирск прибыл ремесленник из Ганы, делающий гробы в виде рыб, свиней, автомобилей и даже заправочных станций. Эрик Аджетей Ананг приехал по приглашению Музея мировой погребальной культуры, чтобы за три недели изготовить два дизайнерских гроба. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывала в открытой мастерской Ананга, которая расположена на территории крематория, и расспросила ремесленника о его работе и о погребальных обрядах Западной Африки.
Справка: Эрик Аджетей Ананг, 25 лет, мастер по изготовлению так называемых «веселых» гробов. Родился в городе Тэши (Гана, Западная Африка). С 2005 года возглавляет мастерскую Канеквей, основанную его дедушкой. Работы мастера находятся в частных и публичных коллекциях Европы и США. Родной язык — диалект племени га, свободно владеет английским, понимает французский. Не женат.
Эрик, расскажите, как выглядят традиционные похороны племени га?
У нас не важно, в какой день недели умер человек — он должен лежать в доме с пятницы по воскресенье. В это время все приходят, чтобы попрощаться с ним. Бывает, похороны в Гане собирают до тысячи человек. Исполняются ритуальные танцы. Покойника одевают, наносят ему макияж.
Рыбаков хоронят в дизайнерских гробах в виде рыбы, фермеров — в гробах в виде животных или стручков какао. До похорон никто из семьи не видит гроба, кроме тех, кто его заказывал.
Почему вы выбрали эту профессию?
Я с детства помогал дедушке. После его смерти дело перешло к дяде, но он тоже скончался. Тогда я понял, что мастерская приходит в упадок и ее нужно поднимать. Сейчас вместе со мной там работает мой отец.
Сколько времени уходит на изготовление дизайнерского гроба?
На простую модель — от одной до двух недель, но одновременно я делаю два-три гроба. Тела покойников в это время хранятся в морге. В моей практике был случай, когда усопший лежал в морге пять лет. У его родственников шла тяжба из-за наследства. У нас нельзя похоронить кого-то до тех пор, пока не будут решены все имущественные вопросы. Иногда о форме гроба родственники спорят. Один покойный два месяца «ждал», пока они договорятся.
Смерть в Гане — это весело или грустно?
Грустно. Но обставлено иначе, чем в Европе, — более торжественно и ритуально.
Сколько в среднем стоит ваша работа?
1000 ганских седей. То есть 500–600 долларов.
И многие ли семьи в Гане могут позволить себе приобрести «веселый» гроб?
Цена гроба — не главное. Похороны оплачивает вся семья. Если скинуться некому, люди берут кредит. Для заказчиков гроб в форме автомобиля или спортивной сумки — знак особого уважения к усопшему родственнику, признание его профессиональных достижений или пристрастий в жизни.
Расскажите о самых необычных своих заказах.
Необычными их, пожалуй, называть нельзя. Постоянно появляется что-то новое с точки зрения дизайна. Из наиболее сложного был гроб в форме горбатого зайца агути. Этот зверек три недели жил в мастерской, чтобы я изучил его и сделал гроб в его форме. Необычно и сложно было сделать гроб в форме манты — плоской большой рыбы. Возник вопрос, где разместить тело.
А в какой позе покойник помещается в гроб, для вашей культуры — принципиально?
Зависит от племени. В нашем — предпочтительно погребать усопшего лежа. Гроб в форме рыбы, например, выносят головой вперед — именно там располагаются ноги покойного.
Какие гробы вы намерены изготовить для Музея мировой погребальной культуры в Новосибирске?
Один гроб будет в форме рыбы — это традиционный гроб племени га. Второй гроб — в форме бутылки «Кока-Колы» как дань современной культуре.
Мог бы сделать бутылку пива, она, по-моему, сложнее и больше похожа на произведение искусства. Но кто захочет, чтобы его в таком гробу похоронили? Сразу будет видно, как человек жил и куда он уходит.
Третий гроб — в форме молотка. Его привезут из Африки. Последним гробом, который сделал мой дедушка, был как раз гроб в форме молотка. Он до сих пор хранится в нашей мастерской. И я, когда приезжаю за границу, всегда делаю гробы в форме молотка в память о деде. Если успею, сделаю в Новосибирске третий гроб — в форме стручка какао. Он тоже в нашей культуре традиционный.
Нравится ли вам в нашем городе?
Да. Я и в вашей стране, и в вашем городе никогда раньше не был. До приезда сюда все иначе себе представлял. А сейчас думаю, что если захочу себе второй дом, то он будет находиться в России.
Для работы вы используете какие-то особенные инструменты и виды древесины?
Нет. Инструменты покупал здесь, выбирал сам. Рубанок, уголки, линейка, электропила — мне не нужно ничего необычного. Делать гробы из сибирской сосны раньше мне, конечно, не доводилось. Поначалу надо было приработаться: дерево оказалось тверже африканского, но мягче, чем я ожидал. У гроба в форме рыбы уже готова основа. Конечный результат работы будет выставляться в Музее мировой погребальной культуры.
Скажите, Эрик, ваши гробы пригодны для кремации?
Да, если подогнать размер. Но у нас это вообще-то не принято. Когда меня привели в крематорий и позволили заглянуть в печь, я не смог сдержать слез. Это не было страхом. Просто какое-то странное ощущение. По нашим поверьям, смерть уничтожает только тело, а душа продолжает жить. Но что же будет с душой, которая попадет в такой огонь?! Не хотел бы, чтобы моя душа там находилась.
Вы боитесь смерти?
О! Какой забавный вопрос! Смерть — это то, что случается со всеми, ничего уникального в ней нет. Нужно понимать, что это неотъемлемая часть нашей жизни. Я спокойно позволяю себе прилечь в один из своих гробов, иногда даже задремать в нем. Работа есть работа.
Вы религиозный человек?
Я христианин. Верю в бога, но считаю, что церковь — не единственное место, где можно молиться. Церковь — это очень большой бизнес.
Как вы относитесь к тем, кто считает «веселые» гробы кощунством?
С открытым негативом я никогда не сталкивался. Да, есть те, кто признает только традиционные гробы. Это в основном ортодоксальные христиане. Но два года назад я был в Голландии, где пожилая пара лет 60–70 заказала гроб в форме пианино. Люди еще не умерли, а уже обратились ко мне. Кстати, в Гане тоже есть такая практика. Сейчас развивается межкультурное общение, и люди достаточно терпимо относятся к чужим традициям.
Мастер по изготовлению гробов у вас — семейное дело. Будете обучать ему своих детей?
У моего дедушки было девять внуков, но я единственный захотел продолжить семейное дело. Остальные сделали выбор в пользу продолжения образования. Я тоже планирую, но у нас это стоит недешево. На своих детей давить не буду, но надеюсь, что кто-нибудь все-таки пойдет по моим стопам.
Анна Наумцева
Фото Татьяны Кривенко (1, 2), funeralportal.ru (3)