NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, дождь

ощущается как +12

3 м/c,

южн.

741мм 64%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Сибиряки для звездолетов

Сибиряки для звездолетов

Интервью с фантастом-футурологом Сергеем Переслегиным о будущем Сибири и ее особом пути

Ученые, преподаватели, чиновники и предприниматели собрались 13 июля в НГУЭУ (Новосибирский государственный университет экономики и управления, бывший нархоз), чтобы сконструировать будущее и понять, что такое сибирская идентичность. Пятидневное мероприятие под названием «Русская онтологическая школа» было вовсе не официозным и больше походило на сборище фантастов-романтиков. Или на слет русских масонов начала XX века. Чтобы понять, какое нас ждет будущее, участники устраивали мозговой штурм, говорили про Небесный Иерусалим и сошлись на том, что сибирский подход к жизни гармоничнее европейского. Руководил собранием Сергей Переслегин, автор нескольких фантастических романов, известный изысканиями по прогнозированию будущего. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовал с господином Переслегиным о том, чем Сибирский путь отличается от всех прочих.

Справка: Переслегин Сергей Борисович (род. в 1960) — публицист, социолог, прогностик, теоретик альтернативной фантастики. Окончил физический факультет ЛГУ по специальности «физика ядра и элементарных частиц». Составитель и редактор серии «Военно-историческая библиотека». Автор предисловий и послесловий к серии «Миры братьев Стругацких», член семинара Бориса Стругацкого. Руководитель исследовательских групп «Конструирование Будущего» и «Знаниевый реактор».

Сергей, как бы вы охарактеризовали сибирскую идентичность? В своем докладе вы противопоставили Сибирь европейской цивилизационной модели. Поясните, пожалуйста…

В 2002 году произошел очень интересный эпизод, когда мы по каким-то своим делам прилетели в Барнаул — у нас тогда был семинар на Алтае. Мы договорились с местным турбюро о том, что нас довезут до Телецкого озера. И вот женщина, руководитель агентства, говорит: «По договору мы должны вас обеспечить услугами гида, а гида сейчас нет. Ладно, я сама вас отвезу, заодно проверю, как там наша турбаза».

Для меня, как европейца, расстояние — это то, что нужно преодолеть мгновенно или во сне. Лучше, чтобы его не было. Вошел из Новосибирска в дверь и оказался дома в Санкт-Петербурге — это идеальный вариант. Мне пространство мешает, я хочу его убрать, поэтому мне нужны сверхзвуковые самолеты. У сибиряка (это я выяснил после общения с многими людьми) реакция на пространство другая, оно вызывает у него другие ощущения. Для них факт нахождения в пространстве имеет свой сакральный смысл. О подобных ощущениях говорят католики, описывая чувство обычных людей в храме. Когда ты входишь в храм, ты в некотором роде выходишь из земного города и входишь в небесный. Поэтому то, что для тебя было важно в земном городе, временно уходит и приходит то, что действительно важно для твоей личности и твоей души.

И в этом плане, в Сибири храм под ногами — выходишь из города и оказываешься в храме. Эта идея была сформулирована сибиряками и была позитивно ими воспринята.

Вы противопоставляете Сибирь Западу?

В моей терминологии существует противопоставление Цивилизации и Не-цивилизации. В первом случае пространство необходимо покорить и присоединить. Мы стараемся двигаться как можно быстрее и связываться как можно лучше. Отсюда дороги, телефон, телеграф, которые работают на то, чтобы не тратить время в дороге. Второй подход: пространство ценно, и человек сам к нему присоединяется. Я в дороге живу, а не трачу время между точками в пространстве. Сибирь ближе к этой не-цивилизационной модели.

Важно и то, что оба решения положены на страшное противоречие бесконечности пространства и конечности времени нашей жизни.

Приведу еще более резкий пример. Допустим, вам нужно лететь на звездолете 20 лет на другую планету. Европеец захочет залечь в анабиоз, а у сибиряка это будет 20 лет очень важного, внутреннего, трансцендентного путешествия.

В результате может коренным образом поменяться его философия. Может быть, это 20-летнее путешествие будет для него важнее планеты, на которую он прилетит.

И это, на ваш взгляд, характерно именно для Сибири?

Сибирь, Якутия, Таймыр и Бурятия более всего отражают такой не-цивилизационный подход. Потом, занимаясь поиском, я нашел подобное отношение к миру у аборигенов Австралии, а также у жителей совершенно другой структуры — тропических лесов Нигерии. Оно было и у североамериканских индейцев, а от них оно перешло в значительной мере к американцам, которые еще живут в кое-каком балансе. Какие-то куски индейской культуры они еще не забыли.

В принципе, не-цивилизационный подход достаточно распространен. Но проблема в том, что в свое время произошло важное событие: цивилизация как победа над пространством соприкоснулось с христианством как идеей победы над смертью, и это дало цивилизации импульс к невероятно быстрому развитию. И отсюда возникло такое ощущение, что все остальное это просто недоделанная цивилизация. Типа, если бы вот доделать, все хорошо было бы и здорово. И это не просто колониальный взгляд — он ущербен, так как не затрагивает гигантский пласт проблем.

Можете ли вы спрогнозировать будущее Сибири на 50–100–200 лет?

Вы сейчас ставите вопрос, с моей точки зрения, в абсолютно неправильной парадигме. Если Сибирь, как я ее сейчас представляю, имеет не-цивилизационную структуру, для нее бесполезно говорить о времени.

Когда вы говорите о годах (двадцать это будет или двести лет), я вам могу дать лишь один ответ: сценарий Сибири будет колониальный. И из этого сценария понятно неизбежное движение Сибири в космос, океан и Арктику.

Что это значит?

Очень просто. Потому что Сибирь зажата четырьмя проектами, которые стремятся использовать ее богатство, двигаться ей почти некуда. Можно идти на север, там есть относительно свободное арктическое пространство. Вроде бы ненужное, но кто знает, кто знает… Есть движение в пустой, тоже на севере, океан. И, как у всего человечества, движение в космос, освоение новых территорий, где пока никто не живет. Это первый сценарий — при котором Сибирь не является самой собой.

То есть придатком?

Слово «придаток» не надо употреблять в уничижительном смысле. То, что Сибирь сейчас сравнительно пустая в смысле городов и инфраструктуры, дает импульс развития ее в не-цивилизационной логике. У нас возникает Новая Калифорния. Калифорния раньше была самым бедным местом на Западе Америки. А потом выяснилось, что это пространство, не зафиксированное в системе дорог, законов и связей, может быть зафиксировано именно в идеальной форме.

Но там хороший, теплый климат.

В Калифорнии хороший климат? Пока там не было инфраструктуры, там умирали от жары и нехватки воды. Чтобы Калифорния стала земным раем, туда вложили очень много средств. И людей там было очень мало.

А какой вариант у Сибири не-цивилизационный?

На презентации я показывал отрывок из американского фильма «Лабиринт». Там девочке нужно за определенное время пройти лабиринт, чтобы спасти брата, который попал к королю Гоблинов. И вот перед ней открывается бескрайний коридор с глухими стенами по обе стороны. Он бежит, пока не отчаивается. И тогда гусеница советует повернуть вправо. «Там же глухая стена?». Гусеница отвечает: «Мы все тут ходим». Тогда девочка поворачивает направо, и ей открывается ход.

То есть, по вашим словам, коридор в фильме — это бескрайние просторы в Сибири, с которыми европеец не понимает, что делать. Какие же ходы открываются в Сибири?

Мне бы это тоже очень хотелось знать, но, к сожалению, я не знаю. Фильм сделан в Голливуде, а Голливуд это Калифорния — то, что Америка смогла вобрать в себя из культуры не-цивилизации. Так что в Голливуде понимают, о чем говорят. И когда возникает разговор о Сибирском Голливуде, не все так однозначно. С точки зрения экономики это, конечно, бред собачий в лунную ночь. Но с точки зрения культурологической — все может быть.

Владимир Иткин

Фото gorod.tomsk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления