Планшетные компьютеры перестают быть уделом «технических энтузиастов» — спрос на них растет вместе с увеличивающимся предложением. В то время как «Билайн» и МТС начали продажу брендованных планшетников китайского производства, сети мобильной электроники констатируют сформировавшийся спрос на такие устройства и прогнозируют его заметный рост в 2011 году. Западные аналитики уверены, что в этом году рынок планшетных компьютеров удвоится, а со временем они вытеснят с рынка такие архаичные устройства, как нетбуки. Глядя на такую прыть планшетников, трудно поверить, что всего год назад — 27 января 2010 года — Apple iPad был впервые представлен широкой общественности.
В конце января в Новосибирске стартовали продажи планшетного компьютера М2 под брендом «Билайн». Устройство производства китайской компании ZTE базируется на OS Android 2.1, имеет 7,2-дюймовый резистивный WVGA (800x480) дисплей. Планшет начинен 512 МБ оперативной и 512 МБ встроенной памяти. Также в планшет встроены модуль Wi-Fi 802.11b/g, Bluetooth 2.1, 3G, интерфейсы MicroUSB (USB 2.0), есть 3,5-миллиметровый выход для наушников, FM-радио и A-GPS. Планшет оснащен 3,2-мегапиксельной камерой с автофокусом, но без вспышки. Устройство по выбору покупателя может работать с SIM-картой любого оператора. Цена в рознице — 12 990 рублей. По своим характеристикам М2 ничем не выделяется из общей массы интернет-планшетов, доступных в новосибирской рознице.
Один из самых дешевых планшетов в новосибирской рознице был замечен в «ТехноСити». Речь идет о FlyTouch ePad A7 на базе Google Android 1.5 с резистивным дисплеем разрешением 800x480 точек, процессором на 533 МГц, 256 МБ ОЗУ. Цена устройства — 4399 рублей. Стоимость самого дорогого планшета — Samsung Galaxy Tab — колеблется от 24 999 в «ТехноСити» до 34 990 в салонах «Евросеть». Это устройство также базируется на OS Android, правда, версии 2.2, имеет ёмкостный 7-дюймовый дисплей разрешением 1024x600 точек, 1 ГГц процессор и 512 МБ оперативной памяти.
«Среднестатистический интернет-планшет умеет «серфить» по сети Интернет через Wi-Fi или 3G, работать с различными виджетами, информерами, клиентом электронной почты и социальными сетями, — рассказывает сотрудник коммерческого отдела «ДНС-Новосибирск» Иван Моисеев. — Его можно использовать как медиаплеер, в качестве цифровой фоторамки, будильника или книжной читалки. Некоторые устройства умеют звонить, если в них есть слот под SIM-карту, в каких-то моделях дополнительно присутствуют модули Bluetooth и GPS, FM-радио».
Все планшетные компьютеры, кроме разве что Apple iPad, имеют USB-разъемы.
Пожалуй, наибольшее число планшетных компьютеров сегодня можно встретить на витрине «Связного». «Спрос (на планшетные компьютеры. — К.М.) определенно уже сформировался, и он будет расти, — говорит руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. — Мы ожидаем, что в 2011 году может быть продано порядка 500–650 тыс. планшетов (в России. — К.М.). Но объемы продаж в большей степени зависят от производителей. В настоящий момент выбор на российском рынке достаточно ограничен. Основные компьютерные бренды только начинают выходить на рынок».
2011 год станет богатым на планшетные премьеры — в этом году рынок увидит такие ожидаемые новинки как Apple iPad 2 и Samsung Galaxy Tab 2, а также предложения от новых игроков: Motorola (планшет Xoom), BlackBerry (PlayBook), HTC (Scribe), а также мощные планшеты от Acer и Asus.
На вопрос о том, кому может понадобиться планшетный компьютер, начинка которого способна на то же, что могли делать компьютеры на базе Pentium III еще в 2000 году, Иван Моисеев из ДНС ответил не задумываясь: «Всем. Но здесь все зависит от цены. Один девайс работает быстрее, другой медленнее, где-то лучше и качественнее тачскрин, где-то — материал корпуса. Все эти вещи влияют на конечную цену устройства. При адекватном соотношении функционала, удобства эксплуатации и цены планшеты способны стать очень популярными. На данный момент такие устройства только-только начали выходить из ниши «для технологических энтузиастов».
Еще один момент, влияющий на распространенность планшетов, — операционная система, на которой они базируются. Сегодня лидирующие позиции на рынке занимают iOS, OS Android и Windows. По мнению Елены Ноготковой из ГК «Связной», лидерами продаж в этом году будут планшеты на базе Android. «Именно эту систему в качестве основной выбрали главные игроки, — говорит госпожа Ноготкова.
— Стоит отметить удачное решение, которое уже поддержали некоторые производители, — планшеты на базе двух операционных систем: Android и Windows. Я полагаю, что именно такие планшеты «отвлекут» покупателей от нетбуков.
Пока ни iOS, ни Android не могут предложить пользователю полноценное программное обеспечение типа Office от Microsoft, которое превращает планшет в стопроцентный рабочий инструмент». По словам менеджера по маркетинговым коммуникациям Microsoft Алексея Кирьянова, в ближайшее время офисных продуктов для сторонних операционных систем не появится, а ближе к осени Microsoft озвучит собственные планы по выходу на рынок мобильных планшетов.
Производители программного обеспечения встречают новости о росте спроса на новые устройства с большим энтузиазмом. Например, компания Alawar, которая является постоянным поставщиком игр для магазина приложений Apple Store, открыла вакансии менеджера проектов портирования игр на мобильные платформы, а также программистов-разработчиков игр для Android, iOS, Windows Phone 7, BlackBerry, J2ME и Brew. В компании «ДубльГИС» говорят о намерении провести анализ востребованности версии продуктов для планшетников.
Кирилл Маковеев
Фото tech2.in.com (1), beeline.ru (2), dhgate.com (3)