NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

4 м/c,

зап.

745мм 47%
Подробнее
2 Пробки
USD 88,69
EUR 96,30
Реклама
Город Горе от «ВКонтакте»

Горе от «ВКонтакте»

Социальные сети и SMS стали главным чтивом для современных школьников

Учителя русского языка и литературы обеспокоены отсутствием культуры чтения в новосибирских семьях. По мнению специалистов, собравшихся на посвященном проблеме чтения круглом столе в «Комсомольской правде», именно от того, в каком количестве и что читают родители, зависит интерес к книгам у детей. Современные школьники в качестве внеклассного чтения часто выбирают произведения Стивена Кинга, а лучшей прочитанной книгой, по данным директора гимназии № 12 Юлии Фауст, 70 % детей называют «Графа Монте-Кристо». Судя по опросам школьников, проведенным другими учителями, чаще всего в течение дня они читают SMS и «ВКонтакте».

Если современные школьники и выбирают себе книги для внеклассного чтения, то чаще всего ими становятся произведения массовой литературы. К литературе классической дети обращаются лишь в пределах школьной программы. По информации начальника отдела общего образования ГУО мэрии Галины Черкасовой, в Новосибирске 124 тысячи школьников и 957 учителей русского языка и литературы, из них 96 % — первой и высшей категории. Недостаток чтения Галина Черкасова связывает и с тем, что детей отвлекают компьютеры, и с тем, что сами родители не читают. Учитель русского языка и литературы Новосибирского городского педагогического лицея им. А.С. Пушкина Евгений Шаталов поделился результатами своих опросов среди школьников.

Среди классики называли «Мертвые души» Гоголя — эту книгу перечитывали, потому что понравилась, — и «Горе от ума» Грибоедова. Директор гимназии № 12 Юлия Фауст добавила, что 70 % детей считают лучшей прочитанной книгой «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма.

«Когда я попросил перечислить детей, что они прочитали за день, они назвали SMS, бегущую строку, мамин журнал, папин журнал, учебник перед уроком, фрагмент недочитанного или бегло прочитанного произведения по программе и «ВКонтакте», — рассказал Евгений Шаталов. Замначальника ГУО мэрии Ирина Рогожникова считает, что нет ничего страшного в том, что ребенок сидит «ВКонтакте» — лишь бы не сутками, и рассказала, что сегодня одним из требований к школам является наличие не только печатных, но и электронных учебников. «Наши дети сейчас очень много читают в интернете. Бумажные книги дорогие, поэтому не все себе могут их позволить. Кроме того, ученики активно пользуются словарями», — отметила Юлия Фауст из гимназии № 12.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашла «ВКонтакте» несколько школьников со статусом «онлайн» и спросила, какие книги им нравятся. «Люблю читать Чака Паланика. С друзьями больше провожу время в реальности, чем в интернете», — ответила ученица 8-го класса школы № 98 София.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 2 Наталья Цыганкова уверена, что сколько детей читали книги 30 лет назад — столько же читают и сейчас, сколько прочитывали «Войну и мир» — столько и прочитывают:

«Проблема в падении уровня культуры, а литература и искусство делают человека человеком. Литература должна быть во всех классах и в вузах, чтобы дети могли вернуться к произведениям, которые читали и не дочитали. Из моего последнего выпуска никто не выбрал филологию, но несколько человек пришли и пожалели, что в вузах у них больше нет литературы».

«Если мы потеряем читателя, мы потеряем человека», — соглашается Марина Заувервальд, учитель русского языка и литературы лицея № 200. Ее коллега Евгений Шаталов привел более прозаичные примеры из жизни: «В Октябрьском районе, где я живу, на одной табличке «в течение» написано с двумя буквами «и» на конце, на вывеске банка «понедельник» написан через «и», на рекламе туристического агентства вообще нет пунктуации. Чтобы понять текст на двери стоматологического кабинета, мне пришлось вчитываться в него 3 минуты, то есть неграмотность окружающих отражается напрямую — она заставляет терять время».

Не снимая с себя ответственности по формированию литературного вкуса и интереса к книгам, учителя рассказали, что большая часть родителей была бы удовлетворена, если бы их дети читали столько же, сколько и они. Однако, как показывает опыт учителей, зачастую именно родители оказываются менее читающими. Заместитель начальника ГУО мэрии Ирина Рогожникова поделилась итогами проведенного ими опроса о том, как дети выбирают книги: 5 % ответили, что родители были советниками в выборе книги, 46 % нашли книгу дома, 16 % — купили специально.

Глава книготорговой компании «Аристотель» Михаил Трифонов (магазины «Плиний Старший» и BOOK-LOOK) уверен, что немного сокращается скорее процент покупателей бумажных книг, а количество читающих людей не уменьшается. «Глупо спрашивать, что читают лучше всего. Фантастика занимает свой рынок — 10–15 %, детективы свою часть, художественная литература — свою. Конечно, часто покупают по авторам, и эти авторы у всех на слуху — например, Донцова или Акунин в жанре детектива, но даже они занимают малую долю в общем объеме продаж. Хорошо покупается все, что изучают в школе».

Однако в соревновании, кто больше читает — дети или взрослые, по мнению Евгения Шаталова, побеждают дети, просто потому, что это их жизненная необходимость. «Все не полюбят кефир, и все не полюбят читать. Это Ахматова могла себе позволить почитать на ночь желтую прессу. Если же дети все время будут читать Кинга, я сомневаюсь, что их вкус будет сформирован», — думает учитель.

Елена Сафронова

Фото Сергея Ляшко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления