NGS
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+19°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +17

2 м/c,

южн.

750мм 29%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,19
EUR 97,79
Реклама
Город Игра света и тени

Игра света и тени

Новосибирские улицы переоборудуют новыми фонарями, которые хорошо экономят энергию и плохо освещают проезжую часть

На минувшей неделе дорогу к аэропорту «Толмачёво» в очередной раз укрепили в статусе парадной трассы Новосибирской области, на которой региональные дорожники уже традиционно опробуют различные благоустроительные инновации. Очередным технологическим новшеством стало светодиодное освещение — пока в виде пилотного проекта. В теории новые фонари, потребляющие в несколько раз меньше электричества, способны переломить унылую традицию выключать свет на ночных улицах Новосибирска под предлогом нехватки денег. На практике светодиоды стоят дорого, а качество освещения пока вызывает сомнения даже у установщиков. Впрочем, инноваторы из Академгородка обещают наладить выпуск действительно качественного уличного света уже осенью.

Глава Территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) Константин Громенко напоминает, что ртутные и натриевые лампы, которые сейчас крепят на фонарях, долго зажигаются, мало служат, теряют до трети светового потока уже через месяц и главное — потребляют слишком много энергии.

Поэтому чиновники и дорожники решили прибегнуть к инновации. На областной трассе «Новосибирск – аэропорт Толмачёво» в районе остановки «Обской рынок» установили десять светодиодных светильников.

Зато в графе «затраты на обслуживание» у светодиодных ламп чиновники проставили оптимистичные нули. При этом обслуживание каждого натриевого фонаря ежегодно обходится налогоплательщикам в 4 тысячи рублей. Наконец, затраты на электричество, по подсчетам управления, снизятся почти в три раза. При этом работать фонари будут всю ночь. Потребляемая мощность светодиодных светильников — 120 ватт (у натриевых — 300 ватт).

Справка: Светодиод — полупроводник, излучающий свет при пропускании через него электричества. Ток преобразуется непосредственно в световое излучение — почти без потерь на нагрев. Цвет освещения зависит от химического состава полупроводника. Первое авторское свидетельство на «световое реле» было получено советским ученым Олегом Лосевым, однако первый промышленный выпуск был налажен Ником Холиньяком из корпорации General Electric в 1962 году. Все современные светодиоды выпускаются в основе многослойных полупроводниковых структур, так называемых гетероструктур, за разработку которых российский физик Жорес Алферов в 2000 году получил Нобелевскую премию.

Затраты на светодиоды окупаются уже на третий год, уверяют в дорожном управлении. Поэтому если эксперимент признают успешным, новые фонари поставят на всех областных дорогах.

«Все началось с идеи из технопарка, где такие светильники планируют производить», — делится начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД Алексей Конкин. В самом технопарке, точнее на улице Инженерной, где он находится, тоже готовятся смонтировать светодиодное освещение, подтверждает инженер Егор Сергеенко, а саму идею продвигает один из резидентов технопарка. Окупить затраты в технопарке собираются за всего за два года.

Если в долговечности инновационных фонарей и экономии от их установки никто не сомневается, то качество самого света сейчас вызывает вопросы даже у самих участников проекта.

«Сомнения есть, поэтому речь идет именно о пилотном проекте. Свет должен быть равномерным, а у них, грубо говоря, под фонарем очень ярко, а дальше — тускло, — сетует Алексей Конкин. — Новое поколение вроде бы дает более рассеянный свет, однако сомнения остаются».

Владимир Сутягин, директор компании «САНТ», которая выступила инициатором идеи от лица технопарка, а также проинспектировала светодиоды на толмачевской трассе, тоже откровенно признает, что до совершенства инновации далеко и первый эксперимент уже можно считать неудавшимся. «Мы установили саратовские светильники, все померили. Светят они хорошо, меньше ослепляют водителей, однако неравномерность света не должна превышать 30 %, а у этих она достигает 150 %», — недоволен сырой идеей господин Сутягин.

Любопытно, что сотрудникам аэропорта «Толмачёво», которые ежедневно ездят по трассе, новация понравилась. «Освещение по уровню стало очень близким к Европе, оно мягкое и не режет глаза», — приводят в пресс-службе аэропорта результаты мини-опроса среди сотрудников.

Серийное производство нового поколения фонарей, которые будут соответствовать всем ГОСТам, инноваторы из технопарка обещают запустить уже в сентябре. «Многие вещи надо было проработать, чтобы оказаться честным. А то сейчас их рекламируют, говорят о сроке годности в 25 лет, однако гарантию дают на два года», — замечает глава «САНТ». Существует устная договоренность с областными властями о том, что новые фонари тоже будут опробовать, говорит он. Причем под каждую дорогу подберут конкретную модель светильника, которые будут собирать на манер конструктора.

На городских улицах со светодиодными светильниками тоже экспериментируют, заверили НГС.НОВОСТИ в муниципальном предприятии «Горсвет». По программе энергосбережения они установлены, в частности, напротив ТЦ «Ройял Парк», на площади Калинина, на Бердском шоссе и в районе Нижней Ельцовки. Параллельно в «Горсвете» тестируют новые разработки инноваторов.

Однако от отключения уличного освещения по ночам, которое в мэрии объясняют нехваткой денег на оплату счетов от энергетиков, эксперименты пока не спасают. В час ночи свет на улицах выключают. Всю ночь фонари горят только на проезде Энергетиков, на Бердском шоссе и на некоторых других участках, где позволяет автоматика, говорят в «Горсвете».

Петр Малков

Фото neolight.ru (1), автора (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления