Долгожданная сибирская весна, растопив снег, обнажила многие городские проблемы, среди них — состояние тротуаров города. Чтобы привлечь внимание, новосибирские мамы взяли детские коляски и вышли на тротуары города. Пройти им, правда, удалось лишь по Красному проспекту, но они призывают обратить наконец внимание и на другие улицы города, где ни один пешеход — с коляской или без нее — пройти не сможет. Таких улиц в городе большинство — говорят они. Почему в Новосибирске так сложно прогуляться пешком, узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Организатор шествия, редактор журнала «Пир» Мария Ефремова, рассказала, что главная цель марша протеста — привлечь внимание к тому, что улицы Новосибирска проектировались без учета интересов мам с колясками: «Ни одна улица не приспособлена, чтобы коляски свободно проходили. Их приходится постоянно поднимать. Даже в торговые центры нельзя свободно попасть с колясками», — поделилась Мария Ефремова, добавив, что подобные шествия теперь будут проходить ежегодно — по весне, когда проблема обостряется.
Проблема не в мужчинах, заверила специалист отдела инженерных сооружений «Новосибгражданпроекта» Татьяна Сычева. Она рассказала, что в нормативной литературе существует термин — «маломобильная группа населения», куда входят как инвалиды, так и мамы с колясками. Чтобы их коляски не прыгали через дороги, предназначены особые спуски, а в зданиях должны предусматриваться не слишком крутые пандусы, чтобы «можно было съехать и не разбиться».
Представители других колесных — велосипедисты — по тротуару тоже проехать не могут. «В России по тротуару ездить запрещено, но опытных велосипедистов это не напрягает — напрягает состояние дорог. Если в середине они как-то чистятся, то по краям ехать невозможно.
Велосипедные дорожки? Мы реалисты, нас волнует то же самое, что и автомобилистов, — чтобы чистили дороги и машины парковались где положено», — поделился Аскольд Волков, создатель сайта velo.nsk.ru. Руководитель регионального отделения «Свободы выбора» Владимир Кириллов считает, что состояние дорог и тротуаров — это одна проблема: «Нормально только в центре, на периферии плохо везде».
Собеседники корреспондента НГС.НОВОСТИ жаловались на состояние тротуаров на Родниках, Снегирях, Троллейном жилмассиве, МЖК, а также в Академгородке и Бердске.
Действующие нормативы, о которых рассказала Татьяна Сычева, не соблюдаются почти нигде. Например, пункт о водоотведении: «Не должно быть никаких открытых стоков, вода должна уходить в ливневую канализацию и выводиться, чтобы не было затопов».
Самый проблемный норматив, который не позволяет нашим тротуарам быть удобными даже после таяния снега, — качество их укладки: по нормативам тротуар должен быть ровной поверхностью, а если есть уклон — предусматривается лестница. Однако ровно уложенные тротуары встретить в городе сложно.
«Везде нарушение технологии, проще выражайтесь — халтура», — говорит о тротуарах Александр Смирнов, завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ (г. Омск).
«Под тротуаром, из чего бы он ни был сделан, остается зона грунта, которая при промерзании увеличивается в объеме и осуществляет морозное пучение, идет подъем всего тротуара, весной начинается протаивание — обратный процесс, это ежегодное опускание и поднимание — причина трещин и неровностей покрытия, туда попадает вода, и оно разрушается. Что делать? Нужно в грунт не пускать холод: перед тем как устраивать конструкцию тротуара, изолировать этот участок земли от грунта соответствующим изолятором, их сейчас полно, тогда тротуары не будут подниматься и разрушаться», — так профессор развеял миф о том, что в Сибири с ее резко континентальным климатом невозможно получить ровный тротуар.
Называя тротуар «необходимым элементом среды обитания», в качестве примера Александр Смирнов привел юридическую практику Запада, где за подвернутую на тротуаре ногу пешеход вправе получить выплату за страховку. В Новосибирске же пока пройтись без вреда для здоровья можно лишь в парках, у памятников, на центральных улицах или в редких новых микрорайонах, где застройщик комплексно подходит к благоустройству территории и учитывает желание людей пройтись пешком.
Ирина Киснер
Фото Сергея Ляшко (1), opolshe.ru (2), Константина Пономарева (3)