24 марта на НГС.НОВОСТИ состоится онлайн-конференция заведующего кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ, доктора социологических наук, профессора Людмилы Осьмук и заместителя заведующего кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования (ФГО) Людмилы Лелеп на тему «Гуманитарный факультет НГТУ: открываем двери для абитуриентов».
На гуманитарном факультете НГТУ работает кафедра социальной работы и социальной антропологии, более 10 лет выпускающая специалистов социальной сферы. Высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав (в штате кафедры 4 профессора, 10 доцентов) реализует разнообразные социальные проекты и успешно занимается грантовой деятельностью. Формированию профессиональной компетенции специалистов социальной работы и социальной антропологии способствует прохождение студентами практик и стажировок в государственных, общественных и бизнес-структурах как на региональном, так и на международном уровнях.
Для того чтобы хорошо знать и уметь эффективно пользоваться иностранным языком, человеку необходимо потратить несколько лет, в то время как узкоспециальные знания можно получить непосредственно на рабочем месте, на курсах повышения квалификации или по сокращенной программе дополнительного образования. Специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в рамках направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» дает возможность выпускникам реализовать свои самые смелые профессиональные амбиции в глобальном масштабе.
Кто такие специалисты по социальной работе и социальной антропологии?
В чем преимущества этих образовательных программ с учетом требований современного рынка труда?
Где могут работать выпускники специальностей «Социальная работа» и «Социальная антропология» и насколько они востребованы?
Где проходят практику студенты, в каких проектах и исследованиях участвуют?
Какие международные связи есть у кафедры социальной работы и социальной антропологии?
Как, используя ресурсы кафедры, продолжить обучение и получить бесплатное образование за рубежом и двойной диплом по специальности «Международная социальная работа»?
Какие ЕГЭ нужно сдать, чтобы поступить на «Социальную работу» или «Социальную антропологию»?
Кто такие специалисты-лингвисты?
Сколько иностранных языков и какие изучают студенты?
Работают ли со студентами носители языка?
Где проходят практику студенты этой специальности и где работают потом?
Насколько разнообразна и интересна студенческая жизнь на ФГО?
Какие ЕГЭ нужно сдать, чтобы поступить на специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур?
На эти и другие вопросы в ходе онлайн-конференции ответят заведующая кафедрой социальной работы Людмила Осьмук и заместитель заведующего кафедрой иностранных языков Людмила Лелеп.
www.nstu.ru
Анна Богданова:
Добрый день, уважаемые посетители НГС! Мы начинаем онлайн-конференцию заведующего кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ, доктора социологических наук, профессора Людмилы Осьмук и заместителя заведующего кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования (ФГО) Людмилы Лелеп. Пожалуйста, задавайте свои вопросы.
Инна:
Зачем в техническом университете гуманитарный факультет? У вуза есть своя направленность, ее и нужно развивать. Президент РФ выступал с критикой насчет юридического образования, что каждый вуз готовит "юристов", что от этой практики нужно отходить. Здесь, по-моему, та же ситуация.
Ответ:
Людмила Осьмук
Ваш вопрос опоздал лет на 20. В начале 90-х, когда вузы пытались выжить, они открывали непрофильные специальности. Какие-то из них некоторые вузы «не потянули». Так, к примеру, «Социальная работа» открывалась в пяти вузах Новосибирска, а сейчас есть только в двух из них, и мы в этом числе. Другими словами, выжил тот, кто вкладывался, и рынок — самый надежный индикатор. Выжили сильные, конкурентоспособные кафедры, имеющие профессиональные коллективы, научные школы и публикации (в том числе учебники, по которым все учатся), имеющие серьезные зарубежные связи и признаваемые за рубежом. Как вы считаете, целесообразно ли сейчас разрушать такие кафедры? Напомню: разрушать — не строить!
Людмила Лелеп
Если вы внимательно слушали выступление Президента, то, наверное, обратили внимание на то, что среди специальностей, подвергшихся критике, не было ни одной, по которым осуществляет подготовку ФГО.
Александр:
Почему у учащихся специальности "Социальная антропология" до сих пор нет понимания своей профессии? Даже у тех, кто уже на третьем курсе.
Правда ли что поступило предложение в ближайший год-два закрыть специальность?
Ответ:
(специально для студентов третьего курса)
В современном развитом мире можно выделить две группы гуманитарных специальностей: «технологические» и «академические» (аналитические). Если социальный работник должен владеть прежде всего технологиями, то социальный антрополог — это аналитик, и как аналитику ему необходимо широкое и глубокое образование. Поэтому, если у социальных работников понимание своей профессии закладывается на 1-2-м курсах, то у антрополога мозаика из компетенций, формируемых в различных курсах, складывается позже — на 4-5-м курсах. На это влияет практика, именно там студент начинает понимать, где он востребован как профессионал. У антропологов практика начинается на 3-м курсе. Кстати, кадровый рынок сам реагирует на специальности, а работодатели высказывают свои потребности. В этом учебном году приглашений на практику будущих социальных антропологов было больше, чем других студентов. Наши проходили практику, в том числе, в крупных московских организациях.
Тем не менее считаем этот вопрос важным, обязательно обратим на это внимание и вернемся к разговору после практики.
В настоящий вопрос в министерстве обсуждается вопрос о реорганизации в области всех специальностей/направлений. В случае с социальной антропологией речь идет о том, что она может стать «профилем» (вариантом подготовки) социологии. Но в этом случае подготовка социальных антропологов будет продолжена, а специалист в этой области будет получать диплом по специальности «Социолог. Социальный антрополог». Будут усилены социологические дисциплины, в целом дисциплины учебного плана будут сохранены. Такое «социологическое» видение «социальной антропологии» соответствует российской научной традиции, поскольку у нас антропология «вышла» из социологии.
barol:
Какое отношение специальность "Социальная работа" и прочая ересь
имеет к техническому ВУЗу?
Ответ:
Людмила Осьмук
Продолжаю отвечать на тот же практически вопрос. А зачем НГТУ открыл в начале 90-х в качестве своего структурного подразделения Институт социальной реабилитации, а Московский технический университет им. Баумана открыл подготовку инвалидов? Кстати, социальная работа по сути — это социальная инженерия.
Людмила Лелеп
Если обратиться к слову «университет», то этимологически оно восходит к латинскому universite — всеобщий, всеобъемлющий. Задача превратить Новосибирский электротехнический институт в университет ставилась еще его легендарным ректором Г.П. Лыщинским. Именно он первым понял необходимость соединения «физиков и лириков». Неслучайно он отдал распоряжение создать кафедру педагогики и психологии в НЭТИ еще в 1987 году. С тех пор гуманитарные науки прочно обосновались в жизни НЭТИ-НГТУ. Факультет гуманитарного образования НГТУ — самый крупный факультет в нашем вузе. Несмотря на последствия демографического спада 90-х, наблюдаемые в абитуриентской среде в последние годы, мы набираем студентов. Следовательно, интерес к факультету и к специальностям есть.
Анастасия:
Когда нибудь будет факультет гуманитарного факультета полностью БЮДЖЕТНЫМ?
Ответ:
К сожалению, у меня нет полномочий ответить на этот вопрос, могу только поделиться соображениями. Министерство несколько раз меняло позицию в этом вопросе. В прошлом году из всего гуманитарного факультета только наши специальности «Социальная работа» и «Социальная антропология» получили 10 бюджетных мест. Сегодняшняя ситуация еще более запутанная, поэтому обнадеживать абитуриентов не хочется. Мы ждем.
Комов В.П.:
Добрый день! Вопрос тривиален: есть ли на ваших гуманитарных специальностях бюджетные места?
Ответ:
Бюджетные места есть на специальностях «Филология», «Социальная работа», «Социальная антропология». В этом году все специальности гуманитарного факультета подали заявку в Министерство образования. Ждем результатов.
Мама будующей студентки.:
У меня вопрос к Осьмук Л.А. Дочь вроде как хочет поступать к Вам, но ещё определяется. А меня волнует, получит ли она какие-то практические умения? Обычно студенческая практика в вузах проходит как-то не серьёзно. Как с этим у вас?
Ответ:
Мы ориентируем студентов на получение практических умений, под которыми понимаем социальные технологии. Практически каждый курс учебного плана включает в себя формирование технологических компетенций, например, социальное проектирование, технологии социальной работы, технологии разрешения конфликтов, технологии обработки социальной информации, PR-технологии.
Практические умения закрепляются на практике. Социальные работники имеют практику, начиная с 1-го курса, поэтому к концу 5-го они уже приобретают некоторые навыки: умеют общаться с клиентом, диагностировать проблемы клиента, диагностировать конфликт, анализировать ситуацию, в которую попадает клиент, владеть технологии социального вмешательства.
Практика у нас проводится более чем серьезно. По результатам практики проводится защита отчетов, которая приравнивается к курсовым работам. Более того, так же как в западных университетах, результаты практики обсуждаются с кураторами от организаций в индивидуальном порядке. Случается, что ребята в процессе практики находят места будущей работы.
Николай Москвитин:
Добрый день! Какие варианты преподавания иностранного языка предлагаются для студентов, а именно время преподавания, интенсивность, схема обучения, экзамены и т.д? Есть ли возможность подготовки к сдаче таких международных экзаменов как TOEFL?
Какие предметы включаются в программу обучения иностранным языком?
Какова стоимость обучения?
Спасибо!
Ответ:
Обучение на нашей специальности рассчитано на 10 семестров. Предусматривается прохождение двух практик: учебной и производственной. В общей сложности каждый студент сдает не менее 35 семестровых экзаменов и 45 зачетов. Также готовят курсовые работы и рефераты. По завершении курса сдают государственные экзамены в соответствии с выбранной специальностью. А также все студенты пишут и защищают научно-практическую дипломную работу. Из общего количества учебных часов (10 368) 5245 часов отводится на изучение двух иностранных языков, установленных учебным планом.
Что касается предметов, включенных в программу изучения иностранных языков, то это:
1 блок — общегуманитарные социально-экономические дисциплины, такие как «Стилистика русского языка и культура речи», «Древние языки», «Отечественная история», «История литературы стран первого и второго изучаемого иностранного языка», «Психология и педагогика», «Социология», «Философия», «Экономика» и др.;
2 блок — общепрофессиональные дисциплины: практические курсы первого и второго иностранных языков, «Языкознание», «Теоретическая фонетика», «Теоретическая грамматика», «Лексикология», «Стилистика», «Введение в теорию межкультурной коммуникации»;
3 блок — специальные дисциплины: «Современные информационные технологии» (интернет-ресурсы и компьютерные программы в практике изучения иностранному языку), «Теория обучения иностранным языкам», «Проектирование курсов и методика обучения иностранным языкам для специальных целей», «Практикум по культуре речевого общения на первом и втором иностранных языках», «Лексическая семантика» и «Основы фразеологии».
Стоимость обучения на специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в прошлом году была 55 тыс. руб. за учебный год.
На курсах при кафедре мы готовим желающих к сдаче международного экзамена TOEFL.
Валентина:
Регионоведение - востоковедение. Интересут языки, изучаемые на факультете? Где проходят практику? Есть ли бюджетные места и сколько их? Платное обучение - сколько и какого качества?
Ответ:
Чтобы получить более квалифицированный ответ на этот вопрос, лучше обратиться на кафедру международных отношений и регионоведения.
Информацию можно найти на сайте НГТУ.
Анна Олеговна:
Добрый день можно ли получить образование лингвист заочно как 2 высшее? Сколько по времени оно продолжается? Спасибо за ответ.
Ответ:
В настоящий момент на нашей специальности «Теория и методика преподавания» нет заочного отделения и второго высшего образования. Но так как эти вопросы довольно часто задаются, мы планируем открыть это направление.
Марина Евсеенко:
Пожалуйста, расскажите простым языком, кто такой специалист по социальной работе и чем потом он будет заниматься?
Ответ:
Прежде всего давайте уточним, что есть разница между социальным работником и специалистом по социальной работе. Специалист по социально работе — это прежде всего организатор. Он посредник между госудаством, бизнесом и обществом, объединяющий специалистов разных областей для комплексного решения проблем населения. Он эксперт по социальным проблемам отдельных людей и различных групп, способный влиять на социальную политику и способный защищать их права и интересы. Он же является специалистом по планированию и внедрению социальных услуг и социальным технологом.
Где могут работать. Достаточно большое количество госучреждений системы социальной защиты. Отделы при организациях, занимающихся социальными проблемами, могут принимать и принимают наших выпускников.
Практически каждая приличная организация и предприятие имеет социальные службы или хотябы специалиста в отделе по управлению персоналом.
Специалист по социальной работе может также работать в негосударственных, некоммерческих организациях, занимающихся решением социальных проблем (например благотворительные фонды, реабилитационные центры, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, молодежные организации).
Таким образом, учитывая то, что наши выпускники умеют контактировать с людьми и выстраивать отношения, их «покупают» коммерческие организации для работы с клиентами.
Степан Хацких:
Откуда взялись специалисты что бы преподавать антропологию в НГТУ? Стану ли я профессионалом как главная героиня сериала "Кости" или меня возьмут только на автозаправку бензин продавать (что я делаю и без высшего образования)?
Ответ:
1. О преподавателях. Кафедра социальной работы и социальной антропологии — это 20 человек, включая 4 докторов и 10 кандидатов, а также приличный аспирантский состав.
2. Вы путаете «физическую антропологию» и «социальную антропологию». Социальный антрополог занимается человеческими ресурсами, а не костями, хотя курс физической антропологии студенты проходят.
Алексей Клавдиевич:
Почему в НГТУ слишком уныло?
Ответ:
Людмила Осьмук
Смотря в какую дверь входить. Попробуйте зайти через 6-й корпус (гуманитарный факультет).
Отвечаю за нашу кафедру. У нас масса традиций. Наиболее популярны Адаптив осенью и День социального работника и социального антрополога весной — мы вывозим студентов в один из оздоровительных лагерей. Планируем вывозить первый курс, «просачивается» половина специальности.
(Адаптив — метод адаптации первокурсников.)
Людмила Лелеп
Что касается студентов-лингвистов, мы стараемся сочетать приятное с полезным. Проводим День юмора, Рождество, Хэллоуин и другие мероприятия на иностранном языке.
Ольга:
Здравствуйте!
Интересует вопрос о том, существует ли заочная форма обучения на специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур"?
Каковы условия для поступления, если за спиной диплом по специальности "Регионоведение" (ФГО НГТУ)?
Спасибо!
Ответ:
К сожалению, нет.
Но так как этот вопрос вызывает интерес, мы планируем в будущем открыть.